По экспертным оценкам, плохая освещенность трасс увеличивает число ДТП, а в темных переулках чаще случаются нападения и кражи. Как сэкономить на освещении не во вред гражданам, куда обращаться, чтобы власти поставили больше фонарей и кто платит за свет на улице, "Российской газете" рассказал кандидат экономических наук, международный эксперт в сфере городского и наружного освещения, директор по стратегии и развитию проектного бизнеса Philips Lighting Дмитрий Пантюшин.
Насколько энергоэффективно наружное освещение в России?
Дмитрий Пантюшин: Доля устаревшего оборудования (светильники, опоры, кабели) в России составляет более 60 процентов. Большая часть дорог в регионах имеет освещенность в два-три раза ниже нормы, при этом в некоторых местах до сих пор используют неэффективные лампы накаливания и ртутные лампы.
В среднем одна лампа уличного освещения потребляет 250 ватт, таким образом, за восемь часов работы каждый источник света расходует два киловатта электроэнергии, обладая низкой светоотдачей и недолгим сроком службы. По экспертным оценкам, около 80 процентов осветительных систем в России можно сделать более эффективными.
Как улучшить этот показатель?
Дмитрий Пантюшин: Значительно повысить энергоэффективность способны светодиодные источники света. Например, LED-светильники потребляют до 50 процентов меньше электроэнергии и обладают большим сроком службы. Максимальной энергоэффективности (до 80 процентов) и управляемости позволяют добиться светодиодные светильники, объединенные в интегрированные, "умные" системы освещения. Приборы, участвующие в системе, оснащаются модулями Wi-Fi, датчиками движения, освещенности, внешних погодных условий. Все светоточки интегрированы в сеть, которая контролируется удаленно с помощью веб-приложений. Благодаря этому возможно дополнительное сокращение издержек за счет своевременного постобслуживания.
Кто платит за наружное освещение в городах?
Дмитрий Пантюшин: Наружное освещение относится к вопросам местного значения. Содержание и эксплуатация объектов наружного освещения улиц и дорог возмещают из бюджетных средств. Свет во дворах и внутриквартальных проездах также находится в ведении муниципалитета, однако некоторые власти перекладывают эти платежи на управляющие компании (УК) или товарищества собственников жилья (ТСЖ).
Расходы на придомовое освещение (подъездов и фасадов) ложатся на УК или ТСЖ, то есть фактически на собственников жилья. Сейчас на освещение подъездов уходит около 5-10 процентов электроэнергии, потребляемой зданием. Расходы на содержание ламп учитываются в платежах населения.
Кто решает, сколько фонарей нужно установить на конкретной улице города и какие лампы использовать, когда включать и выключать свет?
Дмитрий Пантюшин: Решение принимают генеральные подрядчики по проекту и плану, утвержденному властями. Определяя, какое количество светильников необходимо установить на определенной улице, принимают во внимание несколько документов: ГОСТ о наружном утилитарном освещении и об автомобильных дорогах и улицах, строительные нормы и правила (СНиП 2.07.01-89 и 23-05-95). Так, принимают во внимание следующие факторы: тип населенного пункта, его географическое расположение, категория дорог и улиц, тип и яркость дорожного покрытия, интенсивность движения.
Дополнительное обслуживание средств уличного освещения следует проводить в случае нарушения рекомендуемых норм освещенности (светильники выходят из строя, перестают светить или светят тускло). Время работы светильников регулируется муниципальными службами, которые утверждают график включения и выключения наружного освещения.
Иногда фонари на улице горят днем, а ночью и в туман - нет. Куда обращаться гражданам, чтобы исправить ситуацию?
Дмитрий Пантюшин: Наружное освещение контролируют исполнительные органы власти (государственные или муниципальные), которые привлекают подрядчиков, обслуживающих объекты. Если не работают или отсутствуют осветительные приборы, необходимо обратиться в районную управу и узнать, какая организация обслуживает улицу и кто заказчик по договору обслуживания технического оборудования. Далее - написать заявление в обе организации. При отсутствии результата пишите жалобу в вышестоящий орган исполнительной власти.
Во многих муниципалитетах созданы единые центры обращения граждан по вопросам ЖКХ. Например, в Москве и Подмосковье этим занимается служба "Добродел" на едином портале государственных и муниципальных услуг. Также можно обратиться в местную управу или в ГУП "Моссвет", где сообщат название организации, обслуживающей район. Заявку можно подать в устном или письменном виде.
Ремонтировать уличное освещение должны в течение 5-15 дней со дня подачи заявления. При этом нужно понимать, что в соответствии с правилами СНиП допускается доля неработающих светильников: в подземных переходах нормой является до десяти процентов, для дворов и улиц - пять процентов. Днем светильники могут гореть во время проведения ремонта.
Как добиться установки дополнительных фонарей в темных переулках?
Дмитрий Пантюшин: Если на улице полностью отсутствует наружное освещение, нужно также обратиться в администрацию. В этом случае спецкомиссия отправляется на участок и решает, нуждается ли он в дополнительных световых точках. Если вам не ответили или вы считаете, что ваши права нарушены - обращайтесь в прокуратуру с просьбой провести проверку и принять меры. Установки дополнительных светильников можно добиться в том числе через судебные предписания.
Сколько денег Россия тратит на наружное освещение в целом и на освещение фонарями?
Дмитрий Пантюшин: На освещение в России ежегодно тратится более ста миллиардов киловатт-часов, или 12 процентов всего потребления электроэнергии, из них уличное освещение расходует приблизительно 4,5 миллиарда киловатт-часов.
Сколько можно сэкономить, отказавшись от старых ламп?
Дмитрий Пантюшин: С помощью энергоэффективных светодиодных технологий можно сократить этот показатель примерно наполовину. Еще около 20 процентов можно сэкономить, установив в муниципалитетах современные автоматизированные системы управления наружным светом. Экономия достигается за счет снижения мощности освещения в ночное время при снижении транспортного потока, что допускается ГОСТом, а также за счет более гибкого графика включения и выключения осветительных приборов.
Даже простая установка датчиков движения в подъезде многоквартирного дома даст экономию 90 процентов.
Как государство может помочь реализовать это?
Дмитрий Пантюшин: Государство проводит планомерную работу по переходу на энергосберегающие технологии. Можно выделить федеральную целевую программу (ФЦП) "Энергосбережение России". Перед участниками ФЦП ставились задачи снизить энергопотребление на 50-60 процентов, повысить меры безопасности и улучшить эстетический образ городов.
Решения, предложенные регионами, включали в себя замену ртутьсодержащих светильников на энергосберегающие, переход на раздельный режим вечернего и ночного освещения, замену проводов на "антивандальные" со специальным изоляционным покрытием, внедрение систем централизованного управления и автоматический контроль за состоянием каждой отдельной световой точки.
В рамках ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах" идут работы по строительству, реконструкции и техперевооружению мест концентрации ДТП на участках автодорог общего пользования федерального значения, проходящих по территориям населенных пунктов (не менее 144 мест), а также модернизация средствами освещения нерегулируемых пешеходных переходов.
Еще одной возможностью для применения энергосберегающих технологий стали энергосервисные контракты: подрядчик за свой счет выполняет всю работу, а средства, сэкономленные на сокращении энергопотребления, идут в счет оплаты долга в течение пяти-шести лет. Например, в Курске в 2014 году установили 20 тысяч уличных натриевых светильников с возможностью диммирования (плавное снижение мощности. - Прим. ред.) и удаленного управления. Благодаря этому муниципалитет экономит более 50 процентов электроэнергии на освещение, или около 60 миллионов рублей ежегодно.
Как сокращают расходы на уличное освещение за рубежом?
Дмитрий Пантюшин: Замена уличного освещения на энергосберегающие решения окупается довольно быстро - обычно хватает пяти лет. Поэтому муниципалитеты чаще всего проводят модернизацию своими силами. Также принята практика организации государственно-частных предприятий с передачей уличного освещения на аутсорсинг в долгосрочное пользование по договору коммерческой концессии. Компании устанавливают оборудование и минимизируют затраты на обслуживание, получая при этом от города так называемую плату за доступность.
Например, в США принято, что за установку световых точек, их обслуживание и потребляемую электроэнергию платят те, кто получает выгоду от уличного освещения. Власти некоторых американских городов перекладывают это бремя на горожан и предприятия. Так, в Солт-Лейк-Сити (штат Юта) жители ежемесячно платят 3,73 доллара за уличное освещение, сбор для предприятий выше.
Евгений Гашо, эксперт Аналитического центра при правительстве РФ:
- Комплекс мер для повышения эффективности освещения поэтапно реализуется в стране еще с 1970-1980 годов. Речь идет как о новых поколениях осветительных приборов, так и об определенном световом дизайне помещений (окраска и шероховатость стен), требованиях к размеру окон и наличию преград для солнечного света (деревья, другие здания). Эти нормативы в России до сих пор самые прогрессивные с точки зрения поступления света (даже некоторым горе-строителям они мешают ставить вплотную 26-этажные дома).
Новые поколения ламп (не обязательно светодиоды) решают разные задачи. Главное - ставить осветительные приборы определенного функционала (световой поток, надежность) для решения совершено разных задач - освещение учебных заведений и больниц, чуланов и лестничных площадок, стадионов и автодорог... Кроме источника, сопутствующие условия (цвет стен и прочее) могут давать до 30-40 процентов экономии или перерасхода электроэнергии.
Кстати, лампы накаливания в наших домах вовсе не были так уж неэффективны: 90 процентов своей энергии они отдавали на отопление помещений, и как только люди перешли на новые лампы, они это сразу почувствовали. Так что "покупаться" в каждом случае должны не лампы, а проект с фиксированной (максимальной) ценой на один люкс (освещенность) в помещении или на открытом пространстве. И тогда в проект будут закладываться не только лампы, но и все остальное.
Борис Семененко, руководитель проектов по развитию энергосервисных услуг "ТНС энерго":
- Расходы на освещение мест общего пользования (придомовая территория, подъезды, входные группы, лестничные пролеты и площадки, лифтовые холлы, подвалы, чердаки) составляют значительную часть расходов на общедомовые нужды (ОДН) для всех жильцов, и вопрос об экономии на освещении всегда актуален.
Современные светильники с энергосберегающими источниками света, автоматически управляемые различными сенсорами или датчиками, - эффективный способ снижения расходов на освещение. Например, датчики движения позволяют включать освещение, только когда на лестничных площадках находятся люди. В этом случае лампы будут гореть не 24 часа в сутки, а существенно меньше - это будет зависеть от того, сколько людей проживает в подъезде. Даже если лампы будут гореть три-четыре часа в сутки, это даст экономию до 60 процентов.
Наиболее перспективные источники света - светодиодные лампы - потребляют в семь раз меньше электроэнергии, чем традиционные лампы накаливания, имеют продолжительный срок службы (в теории до шести лет), рассчитаны на многократное включение и выключение.
При использовании источников света с датчиками движения также нужно помнить, что согласно строительным и пожарным нормам и правилам в подъезде всегда должна присутствовать освещенность не ниже уровня аварийно-эвакуационного освещения. Этот тип освещения должен обеспечивать наименьшую освещенность (от 0,5 до пяти люксов) на полу основных проходов и на ступенях лестниц.
Если в местах общего пользования планируется капремонт, то стены и потолок лучше покрывать светоотражающей краской с коэффициентом отражения не менее 70 процентов. Это уменьшит мощность светильников и снизит энергопотребление на 20-30 процентов. Кроме того, для улучшения освещенности рекомендуется содержать окна в чистоте, не загораживать их элементами декора и не размещать на подоконниках растения. Тогда с улицы будет проникать больше естественного света.
Подводя итог, можно сказать, что использование рекомендуемых способов экономии поможет существенно сократить расходы на освещение мест общего пользования, сократив расходы на ОДН до 40 процентов.
Лампы накаливания
Работают при отклонениях напряжения сети. Срок службы до тысячи часов, низкая эффективность (90 процентов энергии расходуют на тепло, 10 процентов на свет) и световая отдача. Приспособлены для диммирования.
Люминесцентные лампы
Отдают в несколько раз больше света, чем лампы накаливания той же мощности. Более длительный срок службы, но он зависит от количества включений. Типы Т5 и Т8 используют для освещения общественных пространств.
Компактные люминесцентные лампы (КЛЛ)
Служат от двух тысяч до десяти тысяч часов в зависимости от условий эксплуатации. Содержат ртуть (от десяти миллиграммов до одного грамма), требуют особой утилизации. Со временем снижают световой поток. Не все поддерживают диммирование. Требуется до одной минуты для достижения максимального светового потока.
Светодиодные лампы (LED)
Самый большой срок службы (от 25 тысяч до 75 тысяч часов). Низкое энергопотребление. Некоторые поддерживают диммирование. Высокая цена, но с каждым годом LED становятся доступнее из-за развития технологий. Не всегда обладают комфортной световой температурой, но хорошо подходят для мест непостоянного пребывания людей.