Скажем сразу: министр Васильева стала в редакции "РГ" рекордсменом по числу вопросов от читателей. Их было задано сотни, из всех регионов страны. И большая часть касалась тех задач, о которых Ольга Васильева объявила в самом начале своей работы. Напомним: это возвращение в школу воспитания, в том числе трудового, совершенствование ЕГЭ, доработка учебников, поддержка инклюзивного образования, социальная защита учителей и преподавателей вузов, объединение вузов и открытие опорных университетов в регионах... Ответы министра - четкие и конкретные.
Ольга Юрьевна, после псковской трагедии, когда погибли двое подростков, правительство поручило институту Сербского заняться переподготовкой школьных психологов. Достаточно ли их сегодня? Как вы оцениваете их работу?
Ольга Васильева: Я считаю, что психологическая служба должна быть в каждой школе. И был период, когда так и было. Но сейчас их не хватает. Чтобы исправить положение, надо решить вопрос с оплатой труда психолога в каждой школе. Думаю, мы сможем сделать это в ближайшее время. Сейчас, на мой взгляд, без школьных психологов нельзя.
В Псковской области произошла большая трагедия - детей уже не вернешь. Думаю, что здесь виновата не только школа, но и близкие люди, социальная среда, в которой оказались подростки. Но главная причина - наше равнодушие к чужому горю, чужой беде.
Если мы будем вновь говорить о добре и зле, что хорошо, а что плохо, о том, что является ценностями для каждого человека, таких случаев будет меньше.
Для меня было не менее сильным потрясением, когда весь Интернет обсуждал издевательства над животными двух школьниц из Хабаровска, но не звучал главный вопрос: почему это произошло? Все нравственные основы человеческого бытия даны в золотых примерах русской литературы, но мы почему-то решили, что русская литература не должна быть в программе в том объеме, который был в школе раньше. Два школьных поколения оказались лишены возможности прикоснуться к тому источнику, который питает человека.
Что изменится в программах по литературе? Что нового появится в сочинении, ЕГЭ?
Ольга Васильева: Со следующего учебного года в ЕГЭ полностью исчезнет тестовая часть. ЕГЭ станет полностью творческим, и экзамен приобретет совершенно иное звучание: он будет разделен на три блока, в которые войдет то, что мы называем классическим сочинением. Первый блок - это два задания, связанные с литературоведением. Второй блок - письменные творческие задания, связанные с оценкой лирического произведения. И третий блок - это сочинение, где каждому будут даны четыре темы на выбор. Первая - литературоведческий анализ произведения, вторая - личностное восприятие прочитанного, третья опирается на знания творчества какого-то писателя. Для раскрытия четвертой темы ученик сможет сам выбрать любой материал.
Можно уточнить: в сочинении останется строгая форма - надо столько-то знаков, вступление, аргументы, заключение или вывод?
Ольга Васильева: Мы будем приближаться к тому классическому сочинению, которое у нас когда-то было.
Много вопросов от читателей о школьной перегрузке. "Сын-восьмиклассник сидит над уроками до 9 часов вечера. Правильно ли требовать выполнения домашних заданий, несмотря ни на что? Считаю, что ребенок должен иметь возможность отдохнуть. Но не представляю, как быть со школой?", - спрашивает Алексей из Новосибирска.
Ольга Васильева: Есть четко регламентированная в санитарных нормах нагрузка. Она зависит от возраста. Учебная нагрузка в 8-м классе - 33 часа при пятидневном обучении, и на выполнение домашнего задания ребенок не должен тратить больше 2,5 часа. С этим согласны и педагоги, и психологи, и медики. Самый простой ответ на вопрос вашего читателя: школа должна таким образом строить учебный процесс, чтобы нагрузка не превышала этих норм. Это классика. Но у всех детей разные психологические и физиологические особенности, в том числе скорость восприятия, способности. Поэтому даже в одной семье бывает, что один ребенок с разницей в два класса тратит на домашние задания полтора часа, а другой сидит по 5-6 часов. Родителям надо прежде всего понять, почему сын сидит над выполнением домашнего задания шесть часов? В нашей семье была такая же история: один ребенок делал все очень быстро, другой очень медленно, хотя на выходе результаты были одинаковые. Я, например, все делала очень быстро, потому что любила спорт, общение с друзьями, плюс у меня была музыкальная школа. Надо было все успеть. А сестра моя была мечтательная, она сидела за уроками гораздо дольше.
"Можно ли рассмотреть возможность отмены субботы как учебного дня?" - интересуется читатель Сергей Бокарев.
Ольга Васильева: Можно, и это зависит от школы. По закону об образовании школа имеет огромные права. В том числе решает, пять или шесть дней будут учиться дети. В России есть и пятидневка, и шестидневка. Решение об этом принимают администрация школы и управляющий совет.
Полный отчет о "Деловом завтраке" - в ближайших номерах "РГ"