В Центральной России есть лидеры, пример с которых может брать вся страна, - Белгородская и Калужская области, спринтер - Рязанская, сумевший за год подняться сразу на 32 позиции, и аутсайдер, показатели которого опустились на самое дно, - Смоленская область. Что на самом деле определяет рейтинг инвестиционной привлекательности, какие перемены ждут финансовую сферу в ближайшее время? Эти и другие вопросы корреспондент "РГ" задал эксперту Национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России Дмитрию Ягодкину.
Для того чтобы улучшить положение региона в рейтинге инвестиционной привлекательности, чиновникам нужно выполнить большой объем работы. Стоит ли игра свеч - в том смысле, что экономическая ситуация сейчас мало благоприятствует инвестициям?
Дмитрий Ягодкин: Сначала о ситуации. Я в этом году провел много времени на Дальнем Востоке, где мои партнеры взялись за реализацию на территории пяти регионов крупного - на 420 миллиардов рублей - инвестиционного проекта. Иностранных инвесторов достаточно - японцы, корейцы, французы, уже обогнавшие немцев по объему инвестиций в Россию, интересуются масштабными структурными проектами индийцы. Желающих инвестировать в нашу страну, по моему мнению, куда больше, чем внятных, правильно структурированных проектов, где прописана стратегическая роль государства и где есть опытная команда управленцев, понимающая, какой нужен инвестор.
Что касается Национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, то хочу поправить: с борьбой за инвестора он не связан. Это борьба государства внутри себя за управляемость. Работа началась с признания очевидного: у одних субъектов Федерации получается привлекать инвестиции, у других - нет. В Агентстве стратегических инициатив начали разбираться, почему получается не везде, в результате чего был разработан региональный инвестиционный стандарт, вместивший в себя положительный опыт регионов-передовиков и обязательный для всех. После его внедрения потребовалось оценить, как, что у кого получается, в связи с чем и появился национальный рейтинг. После него - в этом году - стартовала образовательная программа, охватившая 36 регионов. На защите проектов - своего рода экзамене, который сдавали представители регионов, была продемонстрирована отличная командная работа. Программа научила участников по-другому общаться, с другой скоростью решать задачи и принимать решения. Очередной этап этой работы стартовал на совместном заседании президиума и консультативной комиссии Госсовета в Ярославле. Утверждены 12 целевых моделей, составленных на основе опыта лучших регионов. Уже через год они должны будут выстроены во всех субъектах Федерации. Налицо переход от общих, эфемерных вещей к конкретным и практическим результатам - регионам придется установить определенные сроки выдачи всевозможных разрешений и лицензий, подключения к электроэнергии и так далее.
Но все же основная борьба за инвестора ведется теми же чиновниками на местах?
Дмитрий Ягодкин: Администрации регионов, вне всяких сомнений, являются главными участниками этой борьбы, никакой инвестор не сумеет воплотить в жизнь свой проект без их участия. Но верно и обратное: инвестор не придет, если в регионе работой в этой сфере не занимается опытная команда. Мировым лидером по привлечению средств является Фландрия - пять северных провинций Бельгии. Созданное там агентство по привлечению инвестиций имеет представительства в 50 странах и стратегически, целенаправленно работает с внешними рынками. Этот пример доказывает, что как раз регион и может добиться успехов в этой сфере. Собственно, даже если инвестор, заинтересованный в размещении своего предприятия на территории России, обращается в правительство страны, он все равно не появится на конкретной территории, если администрация субъекта не продемонстрирует своей заинтересованности в этом. Даже объемы трансфертов из федерального бюджета зависят от активности региональных властей.
В Смоленской области реализация всех крупных проектов последних лет фактически велась за счет бюджетных средств. Недавно, когда лопнул банк "Смоленский", вдруг выяснилось, какие огромные деньги в действительности лежат на вкладах населения. В одном-единственном региональном банке - 11 миллиардов рублей. Это больше, чем было выделено Смоленску из федерального бюджета на подготовку к 1150-летию! Многие призадумались, можно ли каким-то образом использовать эти средства для финансирования различных проектов?
Дмитрий Ягодкин: В "продвинутых" субъектах на эту кубышку давно поглядывают. Мне кажется, что регион - сам по себе - никогда до этих денег не дотянется. Ну что здесь можно делать в ситуации недоверия к чиновникам? Областной фонд, какой-нибудь региональный заем… Все это в нынешней ситуации почти бессмысленно. Но регион может создать условия для работы профильных компаний с населением. Речь даже не о государственно-частном партнерстве. Сейчас есть технологии, позволяющие частным компаниям быстро привлекать средства для реализации каких-то интересных, хорошо "упакованных" и правильно сформированных проектов. В том числе - и средства населения. Насколько я знаю, уже на выходе технологическая платформа, которая позволит физическим лицам участвовать в инвестировании. И задача региона в этих условиях - добиться, чтобы средства, скажем, жителей Смоленской области начали работать на территории "родного" региона. Нет сомнений, что новые механизмы в скором будущем начнут активно использоваться. Но деньги всегда текут туда, где им лучше, и вполне вероятно, что деньги смолян утекут в Белгородскую, Калужскую области или в тот же Татарстан. Где, кстати, очень активны в этом направлении, может быть, в силу культурных особенностей. Есть такое понятие - исламский банкинг, предполагающий, что кредит дается не под процент, а за долю в бизнесе. А это именно то, о чем мы говорим: люди вкладывают свои средства в предприятие с тем, чтобы в дальнейшем участвовать в распределении прибыли. У региона есть возможность организовать этот механизм и войти в предприятие - например, земельным фондом, находящимся в областной собственности.
Недавно в Смоленске в рамках государственно-частного партнерства появился диализный центр. В реализации этого проекта участвовали инвестор и администрация области, при этом в его появлении, несомненно, заинтересованы жители региона. При определенных условиях и гарантиях государства 15-20 процентов средств, необходимых для реализации этого проекта, вполне можно было получить у населения - при условии их возврата с определенным доходом через определенный срок. То есть работоспособная платформа, обеспечивающая инвестирование средств населения, вот-вот появится. Нужен интерес властей, чтобы с ее помощью привлечь средства населения на реализацию важных для региона проектов.
А как быть с доверием? Средства привлекает некая технологическая платформа. С чего людям ей доверять?
Дмитрий Ягодкин: Сравнительно недавно появившаяся технология блокчейн практически снимает этот вопрос, поскольку гарантирует, что информация о любой совершенной сделке никогда не исчезнет и не может быть подменена. Если вы инвестировали свои средства в какой-то проект на определенных условиях - за долю в будущей компании или под определенный процент, это будет немедленно зафиксировано в базе данных, копии которой одновременно хранятся на множестве серверов и синхронизируются друг с другом. Иными словами, украсть ваши деньги, подменить свидетельство о собственности становится невозможным, многие "популярные" сейчас мошеннические действия в скором будущем уйдут в прошлое.
Мне кажется, что эти новшества быстро станут привычными: никого, в принципе, не интересует, как работает сотовая связь, людям важно, что она работает. То же произойдет и с блокчейном. Серьезные банки, понимая, что их традиционные услуги уходят в прошлое, проявляют к этой технологии серьезный интерес, с ее помощью уже совершена первая торговая сделка - за четыре часа вместо обычных десяти дней. Мы стоим на пороге огромных перемен в финансовой сфере, которые сделают реальным инвестирование тех средств, которые в настоящее время лежат на банковских вкладах, сделают возможным наше соучастие в интересных предприятиях. Сейчас многие проекты невозможно воплотить в жизнь из-за высокой процентной ставки по кредиту. С широким внедрением в жизнь технологии блокчейна этой проблемы не станет, сроки окупаемости проектов сократятся с 10-12 лет до трех, произойдут серьезные изменения в налогообложении.
В Смоленской области под словом "инвестор" обычно подразумевают предприятие, которое может построить свое производство на территории региона. Вы же говорите об инвесторе как об источнике финансов, вкладывающем средства в проекты, интересующие регион. Это существенная разница.
Дмитрий Ягодкин: Именно это, на мой взгляд, правильный подход к развитию региона. Есть стратегия, в которой указаны три-пять приоритетных направлений. Раз они приоритетные - значит, субъект заинтересован в развитии этих отраслей, он формирует кластеры, выбирает соответствующие проекты и "собирает" ресурсы для их реализации.