22.11.2016 14:52
    Поделиться

    К инвестициям предложили привлечь личные средства граждан

    На очередном заседании президиума Госсовета в Ярославле президент РФ подверг жесткой критике губернаторов, не создающих необходимые условия для инвесторов. Картина весьма наглядна. Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности, составлением которого на протяжении трех последних лет занимается Агентство стратегических инициатив, доказал, что географическая близость регионов не гарантирует схожих условий для ведения бизнеса.

    В Центральной России есть лидеры, пример с которых может брать вся страна, - Белгородская и Калужская области, спринтер - Рязанская, сумевший за год подняться сразу на 32 позиции, и аутсайдер, показатели которого опустились на самое дно, - Смоленская область. Что на самом деле определяет рейтинг инвестиционной привлекательности, какие перемены ждут финансовую сферу в ближайшее время? Эти и другие вопросы корреспондент "РГ" задал эксперту Национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России Дмитрию Ягодкину.

    Для того чтобы улучшить положение региона в рейтинге инвестиционной привлекательности, чиновникам нужно выполнить большой объем работы. Стоит ли игра свеч - в том смысле, что экономическая ситуация сейчас мало благоприятствует инвестициям?

    Дмитрий Ягодкин: Сначала о ситуации. Я в этом году провел много времени на Дальнем Востоке, где мои партнеры взялись за реализацию на территории пяти регионов крупного - на 420 миллиардов рублей - инвестиционного проекта. Иностранных инвесторов достаточно - японцы, корейцы, французы, уже обогнавшие немцев по объему инвестиций в Россию, интересуются масштабными структурными проектами индийцы. Желающих инвестировать в нашу страну, по моему мнению, куда больше, чем внятных, правильно структурированных проектов, где прописана стратегическая роль государства и где есть опытная команда управленцев, понимающая, какой нужен инвестор.

    Что касается Национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, то хочу поправить: с борьбой за инвестора он не связан. Это борьба государства внутри себя за управляемость. Работа началась с признания очевидного: у одних субъектов Федерации получается привлекать инвестиции, у других - нет. В Агентстве стратегических инициатив начали разбираться, почему получается не везде, в результате чего был разработан региональный инвестиционный стандарт, вместивший в себя положительный опыт регионов-передовиков и обязательный для всех. После его внедрения потребовалось оценить, как, что у кого получается, в связи с чем и появился национальный рейтинг. После него - в этом году - стартовала образовательная программа, охватившая 36 регионов. На защите проектов - своего рода экзамене, который сдавали представители регионов, была продемонстрирована отличная командная работа. Программа научила участников по-другому общаться, с другой скоростью решать задачи и принимать решения. Очередной этап этой работы стартовал на совместном заседании президиума и консультативной комиссии Госсовета в Ярославле. Утверждены 12 целевых моделей, составленных на основе опыта лучших регионов. Уже через год они должны будут выстроены во всех субъектах Федерации. Налицо переход от общих, эфемерных вещей к конкретным и практическим результатам - регионам придется установить определенные сроки выдачи всевозможных разрешений и лицензий, подключения к электроэнергии и так далее.

    Но все же основная борьба за инвестора ведется теми же чиновниками на местах?

    Дмитрий Ягодкин: Администрации регионов, вне всяких сомнений, являются главными участниками этой борьбы, никакой инвестор не сумеет воплотить в жизнь свой проект без их участия. Но верно и обратное: инвестор не придет, если в регионе работой в этой сфере не занимается опытная команда. Мировым лидером по привлечению средств является Фландрия - пять северных провинций Бельгии. Созданное там агентство по привлечению инвестиций имеет представительства в 50 странах и стратегически, целенаправленно работает с внешними рынками. Этот пример доказывает, что как раз регион и может добиться успехов в этой сфере. Собственно, даже если инвестор, заинтересованный в размещении своего предприятия на территории России, обращается в правительство страны, он все равно не появится на конкретной территории, если администрация субъекта не продемонстрирует своей заинтересованности в этом. Даже объемы трансфертов из федерального бюджета зависят от активности региональных властей.

    Мы стоим на пороге огромных перемен в финансовой сфере, которые делают реальным инвестирование тех средств, что лежат на банковских вкладах

    В Смоленской области реализация всех крупных проектов последних лет фактически велась за счет бюджетных средств. Недавно, когда лопнул банк "Смоленский", вдруг выяснилось, какие огромные деньги в действительности лежат на вкладах населения. В одном-единственном региональном банке - 11 миллиардов рублей. Это больше, чем было выделено Смоленску из федерального бюджета на подготовку к 1150-летию! Многие призадумались, можно ли каким-то образом использовать эти средства для финансирования различных проектов?

    Дмитрий Ягодкин: В "продвинутых" субъектах на эту кубышку давно поглядывают. Мне кажется, что регион - сам по себе - никогда до этих денег не дотянется. Ну что здесь можно делать в ситуации недоверия к чиновникам? Областной фонд, какой-нибудь региональный заем… Все это в нынешней ситуации почти бессмысленно. Но регион может создать условия для работы профильных компаний с населением. Речь даже не о государственно-частном партнерстве. Сейчас есть технологии, позволяющие частным компаниям быстро привлекать средства для реализации каких-то интересных, хорошо "упакованных" и правильно сформированных проектов. В том числе - и средства населения. Насколько я знаю, уже на выходе технологическая платформа, которая позволит физическим лицам участвовать в инвестировании. И задача региона в этих условиях - добиться, чтобы средства, скажем, жителей Смоленской области начали работать на территории "родного" региона. Нет сомнений, что новые механизмы в скором будущем начнут активно использоваться. Но деньги всегда текут туда, где им лучше, и вполне вероятно, что деньги смолян утекут в Белгородскую, Калужскую области или в тот же Татарстан. Где, кстати, очень активны в этом направлении, может быть, в силу культурных особенностей. Есть такое понятие - исламский банкинг, предполагающий, что кредит дается не под процент, а за долю в бизнесе. А это именно то, о чем мы говорим: люди вкладывают свои средства в предприятие с тем, чтобы в дальнейшем участвовать в распределении прибыли. У региона есть возможность организовать этот механизм и войти в предприятие - например, земельным фондом, находящимся в областной собственности.

    Недавно в Смоленске в рамках государственно-частного партнерства появился диализный центр. В реализации этого проекта участвовали инвестор и администрация области, при этом в его появлении, несомненно, заинтересованы жители региона. При определенных условиях и гарантиях государства 15-20 процентов средств, необходимых для реализации этого проекта, вполне можно было получить у населения - при условии их возврата с определенным доходом через определенный срок. То есть работоспособная платформа, обеспечивающая инвестирование средств населения, вот-вот появится. Нужен интерес властей, чтобы с ее помощью привлечь средства населения на реализацию важных для региона проектов.

    А как быть с доверием? Средства привлекает некая технологическая платформа. С чего людям ей доверять?

    Дмитрий Ягодкин: Сравнительно недавно появившаяся технология блокчейн практически снимает этот вопрос, поскольку гарантирует, что информация о любой совершенной сделке никогда не исчезнет и не может быть подменена. Если вы инвестировали свои средства в какой-то проект на определенных условиях - за долю в будущей компании или под определенный процент, это будет немедленно зафиксировано в базе данных, копии которой одновременно хранятся на множестве серверов и синхронизируются друг с другом. Иными словами, украсть ваши деньги, подменить свидетельство о собственности становится невозможным, многие "популярные" сейчас мошеннические действия в скором будущем уйдут в прошлое.

    Мне кажется, что эти новшества быстро станут привычными: никого, в принципе, не интересует, как работает сотовая связь, людям важно, что она работает. То же произойдет и с блокчейном. Серьезные банки, понимая, что их традиционные услуги уходят в прошлое, проявляют к этой технологии серьезный интерес, с ее помощью уже совершена первая торговая сделка - за четыре часа вместо обычных десяти дней. Мы стоим на пороге огромных перемен в финансовой сфере, которые сделают реальным инвестирование тех средств, которые в настоящее время лежат на банковских вкладах, сделают возможным наше соучастие в интересных предприятиях. Сейчас многие проекты невозможно воплотить в жизнь из-за высокой процентной ставки по кредиту. С широким внедрением в жизнь технологии блокчейна этой проблемы не станет, сроки окупаемости проектов сократятся с 10-12 лет до трех, произойдут серьезные изменения в налогообложении.

    В Смоленской области под словом "инвестор" обычно подразумевают предприятие, которое может построить свое производство на территории региона. Вы же говорите об инвесторе как об источнике финансов, вкладывающем средства в проекты, интересующие регион. Это существенная разница.

    Дмитрий Ягодкин: Именно это, на мой взгляд, правильный подход к развитию региона. Есть стратегия, в которой указаны три-пять приоритетных направлений. Раз они приоритетные - значит, субъект заинтересован в развитии этих отраслей, он формирует кластеры, выбирает соответствующие проекты и "собирает" ресурсы для их реализации.

    Поделиться