Комплексом в основном управляет госпредприятие "Орелгортеплоэнерго". Несколько лет назад оно едва не ушло в частные руки, и лишь своевременное вмешательство правоохранительных органов позволило его сохранить. На этом фоне удивительно слышать заявления о нерентабельности. Впрочем, передать комплекс в концессию планируют не городские власти, а региональные, у которых свой взгляд на проблему. Как сообщил на аппаратном совещании зампред правительства по строительству, ТЭК, ЖКХ, транспорту и дорожному хозяйству Александр Ремига, потери энергии достигли 11 процентов в год.
- Внешние источники - займы и акционерный капитал - не способны перекрыть существующий дефицит финансирования, - отмечает он. - Аренда как форма привлечения инвестиций в сферу теплоснабжения не может быть эффективной, поскольку ответственность за модернизацию и развитие арендуемых фондов лежит на собственнике и не переходит к арендатору, который отвечает только за их эксплуатацию и содержание.
Чиновники уверены, что спасти предприятие и уберечь потребителей от аварий и повышения тарифов позволит лишь иная модель экономического сотрудничества - концессия. Она уже опробована в различных регионах, хотя далеко не везде опыт признан успешным. Суть такова: власти на конкурсной основе выбирают инвестора, с которым заключают соглашение. Концессионер на 49 лет получает право пользования ТЭК, зарабатывая на выработке и продаже тепла. Взамен он дает обязательство модернизировать оборудование - за свой счет установить новые насосы, заменить изношенные теплосети, реконструировать котельные и так далее.
Однако право собственности на теплоэнергетический комплекс останется за концедентом, и концессионер не может продать или ликвидировать предприятие. В то же время соглашение не защищает его и от банкротства. Поэтому многие скептически относятся к идее, ссылаясь на определенный риск. Дескать, придет инвестор, не вложит ни копейки, ничего не заменит и не модернизирует, проработает какое-то время на старом оборудовании, заработает на оказании услуг и доведет хозяйство до банкротства. Такой сценарий не исключен. Власти в этой ситуации могут лишь расторгнуть концессионное соглашение из-за нарушений его условий, что вряд ли станет неожиданностью или ударом для недобросовестного участника рынка. Впрочем, правительство готово пойти на риск, рассчитывая на приход действительно серьезной компании.
- Концессии в коммунальной сфере уже получили определенное распространение в регионах, включая наш, - говорит Александр Ремига. - Однако частные инвесторы недостаточно активно вовлечены в реконструкцию и строительство объектов коммунальной инфраструктуры.
По его словам, никто не питает иллюзий. Недостаточно просто объявить конкурс в ожидании того, что в Орел тут же слетятся инвесторы. Если бы предложение было настолько заманчивым, бизнес давно сказал бы свое слово. Поэтому правительство задумалось о разработке "дорожной карты", которая, как ожидается, поможет повысить инвестиционную привлекательность отрасли. Некоторые ее пункты уже известны. В частности, предстоит решить непростую задачу. Дело в том, что не весь теплоэнергетический комплекс областного центра контролируется госпредприятием. Немалая часть технологически связанных сетей принадлежит частной компании. В концессию же надо отдавать комплекс целиком, значит, с этим владельцем придется договариваться. Не исключено, что он сам и станет концессионером.
- Кроме того, необходимо изменение подходов к тарифному регулированию в рамках реализации проекта, - говорит Александр Ремига. - Требуется разработка целевых программ по обеспечению города теплом с финансированием из бюджета области. Также планируется создание единой теплоснабжающей организации.
К договору концессии будет приложен заранее разработанный специалистами правительства план модернизации. Ему и должен будет строго следовать инвестор. Пока власти рассматривают три варианта. Первый из них, самый простой, предполагает реконструкцию существующих котельных. Второй предусматривает объединение мелких модульных объектов в квартальные. Он куда более затратный. К тому же под строительство новых котельных надо найти участки, а свободной земли в городе практически нет. Плюс проекта, по мнению его авторов, в том, что управлять системой теплоснабжения станет проще, а себестоимость услуг снизится.
Третий вариант - самый дорогой. Он предполагает строительство ТЭЦ для выработки тепла и электроэнергии. В этом случае в городе появится единый источник, благодаря чему можно будет убрать с улиц котельные, но для этого придется прокладывать новые магистральные сети. По сути, при таком варианте город ожидает полное изменение системы теплоснабжения. Тут довольно много минусов: это и огромный объем требуемых инвестиций, и неудобства, которые обязательно испытают горожане, и все тот же дефицит свободной земли для прокладки сетей.
Еще одно серьезное препятствие: региону принадлежат акции "Орелгортеплоэнерго", но не его фонды. В концессию же разрешено передавать только госимущество. Следовательно, прежде чем объявлять конкурс, необходимо заняться решением проблемы. Но сделать это не так уж и просто. К тому же у предприятия имеется долг в 660 миллионов рублей. Кто его погасит? Казна вряд ли потянет...
В облправительстве также отмечают, что часть теплоносителей в свое время была возведена без разрешений на строительство и законного предоставления участков под них. Более того, как показала недавняя ревизия, некоторое оборудование и магистрали даже не числятся на балансе. Словом, прежде чем модернизировать хозяйство, чиновникам придется навести в нем порядок. Иначе вряд ли кто пожелает взвалить на себя решение полувековой проблемы.
По данным правительства Орловской области, компания "Орелгортеплоэнерго" является собственником 94 действующих котельных и 86 центральных тепловых пунктов. На ее балансе 197,83 километра сетей.
Тем временем
Арбитражный суд Орловской области по требованию управления ФАС отменил договор концессионного соглашения, по которому администрация Знаменского района на 49 лет передала тепловое хозяйство небольшому ООО. Торги выиграла фирма, не имевшая лицензии на право осуществления такой деятельности. Удивительно, но это не помешало ей обойти лицензированного конкурента. Необходимое разрешение она получила лишь спустя полгода после торгов. Суд установил, что прошлой зимой поселок Знаменское отапливали незаконно. УФАС потребовало от администрации района наказать виновных чиновников и провести новые торги.