"Барс" показал высокую проходимость и устойчивость на обледенелых склонах. Фото: Николай Грищенко/РГ "Барс" показал высокую проходимость и устойчивость на обледенелых склонах. Фото: Николай Грищенко/РГ
"Барс" показал высокую проходимость и устойчивость на обледенелых склонах. Фото: Николай Грищенко/РГ
22.11.2016 20:17
Рубрика: Власть
Проект: МЧС

"Барс" на Лунной поляне

Спасатели испытали уникальные вездеходы
Спасатели испытали уникальные вездеходы

Снегоболотоходы разработаны ставропольским конструктором Александром Баландиным из села Татарка. По его словам, идея постройки "Барсов" родилась десять лет тому назад - в Архызе на Лунной поляне. Когда увидев, что спасатели испытывают дефицит в спецмашинах, он решил построить новый снегоход, который мог с минимальным ущербом для природы передвигаться по склонам гор Архыза зимой и летом.

- Концепция "Барса" - мягкие лапы и легкий скелет, - объяснил Александр Алфеевич.

После десяти лет поисков и испытаний на свет появилось десять машин из деталей отечественного производства. Экипаж, в зависимости от комплектации, может состоять из двух или четырех человек. Машина может также нести от 250 до 500 килограммов груза.

Ширина вездехода - 2,45 метра, расстояние между осями - 2,6 метра. Двигатель от ВАЗ-2108 мощностью 70 лошадиных сил. В стандартной комплектации "Барс" оснащен шинами сверхнизкого давления БЕЛ-79 (0,1-0,2 кг/ кв. см), диаметром 1020 миллиметров и шириной - 420 миллиметров.

Испытания вездеходов проходили на территории Карачаево-Черкесии. Группа спортсменов проехала на "Барсах" из Архыза на Пхию, поднялась на вершины Джунта и Джумараклы-Тебе высотой около трех тысяч метров. Расход топлива в сверхэкстремальных условиях составил 12,5 литра на 100 километров.

Вездеход движется по снегу, льду и песку. Кроме того, машина устойчива на крутых склонах

В августе 2014 года спасатель-общественник из станицы Зеленчукской Андрей Пинкин провел испытания "Барса" на склонах Эльбруса. В штурмовой комплектации "Барс" показал высокую проходимость и устойчивость на обледенелых склонах, недоступную другим видам транспорта. В одиночном заезде на западную вершину Эльбруса высотой 5642 метра Андрей Пинкин на "Барсе" своим ходом, без лебедок, достиг высоты 5100 метров. Восхождение было прервано тем, что не выдержали и лопнули пятимиллиметровые цепи китайского производства. После этого случая конструктор перешел только на использование отечественных деталей.

Как рассказал "РГ" начальник Карачаево-Черкесского поисково-спасательного отряда Андрей Мозгов, испытания показали, что вездеход "Барс" обладает универсальной проходимостью: движется по снегу, льду и песку. Кроме того, машина устойчива на крутых склонах и траверсах до 50 градусов. Вездеход развивает скорость до 130 километров в час на суше, а если на машину поставить винт, то на воде "Барс" дает 15 километров в час.

- За счет большой площади колес и сверхнизкого давления в шинах "Барс" практически не повреждает травяной покров, не загрязняет окружающую среду, что делает его пригодным для использования в заповедниках и национальных парках без ограничений, - сказал он.

Сейчас снегоходы-болотоходы применяются работниками Архызского поисково-спасательного подразделения и спасателями-общественниками для патрулирования заснеженных ущелий в курортном поселке Архыз.

А неутомимый конструктор Александр Баландин изготовил новый вариант "Барса" с независимой задней подвеской на параллельных рычагах .

Другие новости