За рулем была ее дочь Виктория, какой-то балбес выскочил на встречную полосу, пытались уйти от столкновения и вылетели с дороги. Машина упала на крышу, подбежавшие вскоре на выручку люди открыть двери снаружи не могли, и Любовь Адаскевич, ломая ногти, дергала замки - пока не оказалась на свободе. "У меня же костюмы в машине!" - была ее первая мысль. И пока кто-то вызывал эвакуатор, руководитель национально-культурной автономии звонила своим - быстрее, забирайте меня и костюмы, надо успеть на выступление!.. Это - характер. И еще - бездонная преданность делу. "Вы - герой", - говорю я ей. Она улыбается: "Ерунда какая, все же живы", а кто-то из Дома детства и юношества "Факел" (им руководит Любовь Адаскевич) роняет слезы, схватившись за директора, - так испугались.
Белорусский урок-концерт в Монастырской сельской школе начался без опоздания. И вела его, как всегда, Любовь Адаскевич.
"У вас есть белорусские коренечки", - говорила она детям. Потомки белорусских переселенцев до этого уже успели под руководством национального "десанта" смастерить себе белорусских кукол и чуть-чуть научиться незнакомому, но такому похожему и близкому языку.
Дни белорусской культуры и в Томске, и в городах и селах Томской области Любовь Адаскевич и ее прекрасные певуньи и рукодельницы устраивают регулярно. Ансамбли "Барвиночки" и "Медуницы", которые довелось послушать мне, - самые что ни на есть профессиональные. И кажется, для них не важно, выступать им в школьном актовом зале или перед тысячами зрителей на "Славянском базаре" в Витебске, куда они тоже уже успели съездить.
Все, что делает Любовь Адаскевич, должно быть на самом высоком уровне - это ее фирменный стиль. Они выступали на одной площадке с Львом Лещенко и другими звездами. А белорусские "Песняры" по приглашению Адаскевич приезжали в Томск.
Не пасовать перед трудностями, даже если непреодолимая сила выбрасывает тебя с дороги и все становится с ног на голову, - ей это не впервой. 28-летняя Любовь с пятилетней дочкой сутки просидела в аэропорту в Москве, обдумывая, куда податься после вынужденного отъезда из Беларуси. Семейные проблемы разрубила как гордиев узел и оказалась на распутье. "Я долго принимаю решение, - говорит она. - Но если приняла - меня уже не остановить"... Выбор стоял между Ригой, куда очень хотела поехать пятилетняя Вика, - ведь там же бабушка! И Томском, где жила сестра. Любовь выбрала Сибирь.
- Так получилось, что едва я вышла на томскую улицу из такси, мне вручили букет цветов, - вспоминает Любовь Адаскевич. - Кто-то просто мимо проходил и подарил: "Это вам!" Такой вот был добрый знак.
С тех пор прошло почти три десятилетия. Педагог Любовь Адаскевич успела даже секретарем партийной организации на чугунно-литейном заводе поработать, но в конце концов ее "отпустили" к детям - руководить домом детского творчества. Сейчас "Факел" ведет несколько общегородских воспитательных программ, и одна из них, конечно же, "Учимся жить вместе", которая знакомит школьников с культурами разных народов, учит толерантности, достоинству и равенству.
15 лет назад Любовь Адаскевич решилась создать Национально-культурную автономию белорусов Томской области, где живет около пяти тысяч представителей этой национальности. Далеко не все из них знают язык, многие и вовсе "забыли" о белорусских корнях - обрусели, что называется. Невозможно представить, чтобы такое произошло с Любовью Адаскевич - Беларусь всегда в ее сердце. Оставив свою любимую деревню Осташино, она привезла родину с собой, в Сибирь. "Размовляет на белорусской мове", знакомит всех с культурными традициями родной страны, проводит фестивали белорусской культуры, на которые съезжаются сотни людей со всей России, а также из других стран и, конечно, Беларуси. "Мы поняли, что сможем сделать ярко, интересно для всех, - говорит она, показывая видеозаписи - вихри плясок и песен. - Но не надо думать, что это легко и просто - колесо прокручивается порой очень тяжело"... "Прокручивая колесо" организатора, Любовь Адаскевич сегодня - свой человек и в администрации Томской области, и в белорусских министерствах. Даже стала членом консультативного совета при белорусском МИДе.
Кажется, шаг за шагом, и Беларусь сама возвращается к Любови Адаскевич - в Томске появилась "белорусская хатка" с настоящими старинными предметами быта - здесь иногда встречают молодоженов караваем с медом, никакой соли - жизнь должна быть сладкой. А скоро в парке "Околица" рядом с Томском будет создано настоящее белорусское подворье - есть идея даже привезти туда деревянный дом из Беларуси, заново собрав его на сибирской земле. Кстати, он будет соседствовать с китайским "подворьем" - томичи разных национальностей уже научились "жить вместе", перенимая лучшее друг у друга. Во многом благодаря белорусским урокам...
Обо всем, что делает Любовь Адаскевич, рассказать коротко очень трудно. Ее любовь к Беларуси - любовь не созерцательная, а деятельная, и делами занято все ее время. "Это домашний вопрос, Вика", - одергивает она взрослую дочь, когда та пытается обсудить что-то по хозяйству. "Да, но вас же дома не бывает, мамо!" - полушутя отвечает та. "Это правда, - вздыхает Любовь. - Но ведь что может быть важнее работы?"...
Когда стало известно, что президент Беларуси наградил Любовь Адаскевич одной из высших государственных наград - медалью Франциска Скорины, ей звонили с поздравлениями со всего мира. И она даже удивилась, что так много ниточек связывает ее с разными людьми - представителями одной культуры.
Кстати, медаль носит имя первого славянского печатника - Иван Федоров выпустил свою первую книгу на несколько десятилетий позже Франциска Скорины.
Так что, можно сказать, это медаль первопроходца - и она очень подходит и к характеру, и к жизненным принципам Любови Адаскевич.ать здесь Национально-культурную автономию белорусов.