23.11.2016 09:55
Поделиться

Эксперт: Счастливые семьи редко привлекают внимание телевидения

Накануне пятого форума Всероссийской программы "Святость материнства", который состоится 24-25 ноября в Санкт-Петербурге, участница будущего мероприятия - заведующая кафедрой журналистики Нижегородского государственного университета (ННГУ) имени Н.И. Лобачевского, профессор Ольга Савинова - рассказала "РГ" об освещении семейной темы в федеральных и региональных СМИ и о возникающих в этой связи перекосах.

Ольга Николаевна, насколько широко в федеральных и региональных СМИ представлена семейная тема?

Ольга Савинова: Кафедра журналистики филологического факультета ННГУ проводит мониторинг федеральной и региональной прессы уже пять лет. Результаты контент-анализа показывают, что семейная тематика пока еще не стала приоритетом в редакционной политике. Так, в печатной федеральной прессе она занимает около пяти процентов всей информации. Кстати, в региональных СМИ этот показатель выше - от семи до девяти процентов.

О чем обычно пишут российские журналисты?

Ольга Савинова: Внимание акцентируется на вопросах демографической политики государства, сохранении традиционного института семьи, охраны материнства и детства, воспитании детей, отношениях внутри семьи, проблемах устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Эти темы достойны первых полос изданий?

Ольга Савинова: Семейная проблематика редко появляется на первых полосах современной периодики. Преимущественно ей отводятся полосы во второй половине выпусков. Но если речь идет о криминальных историях и душещипательных трагедиях, то в этом случае определенные издания продвигают их на первые полосы.

Как правило, счастливые семьи редко привлекают внимание и телевизионщиков. Например, вот только некоторые заголовки программ семейной тематической направленности одной из популярных передач: "Спирт-убийца", "Любовник моей матери - мой муж", "Блудный отец", "Одинокая старость" (сын выгнал больного отца), "Мамаша с Уралмаша" (о женщине, которая бросила коляску с ребенком под надвигающийся вагон метро). Повышенное внимание в СМИ уделяется звездам шоу-бизнеса, зачастую выступающим в роли действующих лиц или экспертов, обсуждение идет в формате скандальных ток-шоу.

Понимая, что современная семья переживает в своем развитии целый ряд проблем, обусловленных социально-экономическими, демографическими и другими факторами, нельзя не видеть, что многие издания и телепередачи в погоне за рейтингами некорректно подходят к освещению важной для общества темы.

Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы качественных материалов на семейную тему стало заметно больше?

Ольга Савинова: "Что делать?" - извечный вопрос. На мой взгляд, в числе других мер государству необходимо постоянно поддерживать семейно ориентированные издания и отдельные программы как на федеральном, так и на региональном уровнях, обращенные в первую очередь к молодому читателю и зрителю. Это тем более актуально, если учесть то обстоятельство, что современная масс-культура навязывает молодежи чуждые ценности, наносящие вред духовному здоровью и разрывающие культурный код поколений.

Безусловно, опыт программы "Святость материнства" Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного заслуживает распространения и поддержки как пример сотрудничества общественности, журналистского сообщества, церкви и органов власти в укреплении семейных ценностей. Сохранение нравственных ценностных начал выступает как государственная задача и в системе образования, поэтому мы уделяем серьезное внимание вопросу подготовки журналистских кадров, которые будут продвигать семейную тему в современном информационном пространстве.