23.11.2016 19:14
    Поделиться

    Ресин: Не вижу необходимости в продлении закона о приватизации жилья

    В редакции "Российской газеты" побывал на "Деловом завтраке" депутат Государственной Думы Владимир Ресин. Темы для разговора предлагали в основном наши читатели. Вопросов у них оказалось немало.

    25 лет и один день

    Владимир Иосифович, москвичка Полина Андреева, которая пока не приватизировала свою квартиру, интересуется, продлят ли депутаты Госдумы в очередной раз сроки приватизации жилья. "Слухи на этот счет ходят разные. Говорят, например, что ее вообще сделают бессрочной...Готовится ли какой-то законопроект? Или надо все-таки срочно бежать и приватизировать квартиру?" - спрашивает она.

    Владимир Ресин: Никаких новых законопроектов не готовится, и я не думаю, что есть необходимость продлевать этот закон. Все, кто хотел приватизировать квартиру, почти за 25 лет, в течение которых приватизация идет, это сделал. И таких владельцев жилья в стране согласно последним данным Минстроя России, свыше 80%. Почему мы продлевали этот процесс последний раз в 2014 году? Потому что тогда в состав России вошли Крым и Севастополь. Нужно было создать условия, чтобы их жители получили равную со всеми россиянами возможность приватизировать свое жилье. Что большинство и сделали. А если не сделали, то могут еще сделать, до марта 2017-го, когда приватизация по действующему закону закончится, время еще есть. Только не надо откладывать решение этого вопроса на последний день, чтобы потом не стоять в очередях. Тем более что процесс приватизации сейчас максимально упрощен - в Москве практически все за владельца квартиры делает МФЦ.

    Менее 20% россиян, которые еще не приватизировали жилье, скорее всего, и не хотят иметь занимаемую квартиру в собственности. Многих из них можно понять. К примеру, человек живет в таком помещении, что его и квартирой назвать сложно, так как оно требует сноса или масштабного капремонта. Зачем его приватизировать? Что с ним делать? Не лучше ли дождаться нормального социального жилья?

    Писем от читателей, у которых жилье ветхое и аварийное, к вам как раз больше всего. Многие спрашивают, как попасть на прием к депутату Ресину?

    Владимир Ресин: Конечно, можно. Я веду его каждый месяц. Надо просто записаться через общественную приемную в Госдуме РФ.

    Много обращений и от обманутых дольщиков. Людей, которые пытались решить квартирный вопрос за свой счет, влезли в ипотеку с немалыми процентами, а в результате - ни денег, ни жилья. Они не понимают, что у нас за законы, при которых такое в принципе возможно?

    Владимир Ресин: Вот с законами, которые перекроют все лазейки мошенникам, у нас сейчас все в порядке. В этом году был принят 304-ФЗ, ряд положений которого вступит в силу буквально через полтора месяца, в январе, а остальные положения - с 1 июля 2017 года. Он усиливает требования к компаниям-застройщикам, использующим средства граждан. Минимальный размер уставного капитала у этих фирм теперь должен быть не ниже очень приличной суммы - от 2,5 млн рублей до 1,5 млрд в зависимости от площади застройки. Не так, как раньше, когда за многоквартирный дом бралась компания с капиталом в 10 тысяч рублей. Кроме того, в законе четко оговорено, что средства участников долевого строительства не могут быть потрачены ни на что другое, кроме конкретного проекта. А еще должен быть создан единый реестр застройщиков, появление которого предупредит рождение фирм-однодневок. В общем, я уверен, что совсем скоро все мы забудем проблему обманутых дольщиков как кошмарный сон. Это важно для всей страны, так как 80% всего нового жилья, которое вводится в России, строится с привлечением средств граждан по договорам долевого участия, а в Москве еще больше - 93%.

    Отложенное новоселье

    Владимир Иосифович, а что со строительством нового парламентского центра? Вы ведь принимали участие в работе по выбору участка и проекта для него?

    Владимир Ресин: Могу сказать: проект парламентского центра состоялся. Напомню: в прошлом составе Госдумы им занималась комиссия, созданная по распоряжению президента, возглавлял ее Александр Сергеевич Колпаков, а я был его первым замом. Работа была проделана большая. Отведен, полностью оформлен и передан в управделами президента под будущее строительство участок земли в Хорошевско-Мневниковской пойме Москвы-реки. Утвержден проект планировки этой территории, выбраны несколько проектов самого парламентского центра, на одном из которых в конце концов предстоит остановиться. Предполагалось, что уже в нынешнем 2016 году начнутся работы по его строительству. Но сами видите, какая сейчас экономическая ситуация. Когда мы начинали эту работу, доллар стоил 30 рублей, а сейчас - больше 60. Для инвесторов, на привлечение которых мы рассчитывали, это серьезный тормоз. И вообще, я скажу, что заниматься реализацией этого проекта в настоящее время нельзя даже чисто морально, так как в стране есть более приоритетные задачи. И хотя строительство планируется вести на внебюджетной основе - владелец девелоперских компаний, намеревавшийся вложить свои средства в строительство, оценил его в полтора миллиарда долларов, направить сюда такие деньги, - это оттягивать их с уже реализуемых проектов. Значит, пока Госдуме и Совету Федерации придется пожить в старых зданиях. Ничего страшного в этом нет. Работы по моим прикидкам могут начаться не раньше 2017 года и всего на них потребуется примерно четыре года. Но конкретно вопрос будет решать обновленная комиссия в Госдуме после принятия бюджета на 2017-2019 годы и наличии денег у инвесторов.

    Какой же интерес в парламентском центре у инвесторов?

    Владимир Ресин: Как какой? Мы же хотели выставить на рынок наши здания. Они очень даже неплохие и расположены в Охотном Ряду, на Большой Дмитровке...

    К парламентскому центру стал планировали подвести дороги метро. Тоже отложили?

    Владимир Ресин: Почему же? Созданием дорожно-транспортной инфраструктуры Москва занимается по своим планам. Уже в 2018-м планируется запустить участок Второй кольцевой линии метро, который придет и в Мневники. Будут построены эстакада и мосты через Москву-реку.

    За каждый закон денег не платят

    Давайте поговорим о работе самой Госдумы. В новом созыве происходит много изменений. Депутаты отменили голосование по доверенности, потом сократили количество заграничных командировок. Теперь ввели еще и штраф - в размере одной шестой части месячной зарплаты за пропуск пленарного заседания. Вы как к этому относитесь?

    Владимир Ресин: Считаю это правильным. Ну, какая может быть доверенность, если меня избрали? Заболел депутат или находится в командировке? Закон примут те, кто в зале находится. Да и дисциплина должна быть. Я в депутатах разных уровней уже 20 лет - был и в райсовете, и в Моссовете. А в Госдуму первый раз меня избрали еще в 1996 году, но я тогда от мандата отказался, остался работать в правительстве Москвы. Когда же начал работать в парламенте, поначалу чувствовал себя, словно в первый класс попал. Больше всего поражало как раз то, что обсуждение идет, а депутаты кто входит, кто заходит... Позже узнал, что это обычная картина для парламентов во всем мире. Нам вот предложили на заседаниях каждые полтора часа делать производственную гимнастику (смеется).

    Но главное не это, главное серьезность принимаемых депутатами решений и правоприменительная практика этих законов. Понимай я прежде всю важность работы этой ветви власти, то хотя бы процентов 10-15 своего времени уделил разработке законов для строительства из тех 23 лет, что занимался им, возглавляя стройкомплекс Москвы. И тогда многие из важных для отрасли законов давно могли быть приняты.

    Какие из принятых при вашем участии законов считаете наиболее важными?

    Владимир Ресин: Об усилении ответственности застройщиков, работающих с деньгами дольщиков, я уже сказал. Этот закон дополняет еще один: о поправках в закон о банкротстве. Мы занялись его разработкой с депутатом Александром Хинштейном, когда возникла проблема с СУ-155. Тысячи дольщиков в процессе банкротства этой организации могли остаться без жилья. Чтобы не допустить этого, мы внесли поправку, по которой юридическое лицо, приобретающее землю и недострой обанкротившегося застройщика, одновременно берет на себя обязательство обеспечить квартирами всех пострадавших дольщиков. И уже эта новая организация несет всю полноту ответственности за сроки и качество возводимого жилья. В конце прошлого года поправки в закон о банкротстве вступили в силу. А дольщики 33 введенных в эксплуатацию домов прежнего СУ-155 получили квартиры. Ну будь этого закона , люди остались бы без крыши.

    Не вижу необходимости в продлении закона о приватизации жилья. Все, кто хотел получить квартиру в собственность, за 25 лет это сделал. А кто не сделал, может еще успеть до марта 2017-го

    Еще один принципиальный закон - это 43-ФЗ, "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - освобождение площадок под строительство для государственных нужд. Сколько в Москве мы натерпелись, когда надо, например, было реконструировать Ленинградку, а там палатка стояла, и ее владелица требовала миллионы за ее снос! А в Сочи, когда готовились к Олимпиаде? В Новой Москве, когда она вошла в состав столицы, и стало нужно прокладывать новые дороги, создавать рабочие места? Стоит где-нибудь домик, яйца выеденного не стоящий, а хозяин, образно говоря, требует за него чуть ли не половину цены всей дороги! Мы приняли закон, по которому теперь собственник должен в госцелях освободить нужную площадку и получить за снос своей недвижимости компенсацию по рыночной цене. И все! На махинациях поставлена точка. В прошлом созыве я выступил соавтором 12 законопроектов, 7 из которых приняты, по остальным работаем.

    Кстати, о законах. Читатель "РГ" Владимир пишет: "Госдума РФ приняла за 2015 год около 400 законов. А конгресс США принимает в год обычно 1-2. Почему такая разница? Слышал, что депутаты нашего парламента помимо основного оклада и других выплат, получают по 10 тысяч долларов за каждый принятый законопроект. Не этим ли объясняется их плодовитость?"

    Владимир Ресин: Это ложь. Большое количество законов, которые принимает Госдума, вынужденная мера. Ну, сами подумайте - сколько лет демократической России и сколько - демократии США? В США действует конституция, принятая в 1787 году, а мы живем по Конституции, принятой в 1993 году. То есть на 206 лет позже! Есть разница?

    Какие обязанности в Госдуме у вас сейчас?

    Владимир Ресин: Я депутат и представляю интересы своих избирателей. А еще возглавил экспертный совет по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства.

    Дорога к храму

    Вы стояли у истоков принятой в 2011 году программы строительства в Москве 200 храмов. Она продвигается?

    Владимир Ресин: Да, и весьма успешно. Мы вышли за рамки этой цифры. Хотя задача стояла очень сложная - найти 200 площадок в живом, плотно застроенном городе! Но мы нашли. И даже ситуаций, которые случались сначала, когда мы рассматривали под храм место, затрагивавшее интересы жителей близлежащих домов, больше нет. 51 церковь уже открыта, еще 44 храма находятся строятся, на 13 из них работы начались в этом году. Причем строим мы целые храмовые комплексы - с домом притча, приходской школой, условиями для разных детских кружков и хозпостройками. Это очень большое дело, если учесть, что до этого в течение 70 лет храмы в Москве не строились, а только разрушались. Так что нам пришлось начинать фактически с нуля.

    Но дело даже не в храмах. Еще важнее то, что за эти годы у нас создано свыше 140 приходов, в которых есть общины, заинтересованные в строительстве своего храма.

    Программа начинала реализовываться на деньги прихожан. А сейчас кто ее финансирует?

    Владимир Ресин: Прихожане и финансируют. Ни копейки бюджетных денег не тратится. Для сбора пожертвований создан благотворительный Фонд поддержки строительства храмов Москвы, сопредседателями которого выступают мэр столицы Сергей Собянин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Я же курирую стройку как советник мэра.

    Программа предусматривает строительство только православных храмов? Или в том числе культовых заведений и других вероисповедований?

    Владимир Ресин: Нет, по программе строятся только православные церкви. Но что интересно: пример столицы подхватила вся Россия, многие регионы. Бум по строительству православных храмов начался даже за границей. Недавно построены, например, православные храмы в Париже, Риме, заканчивается сооружение церкви в Страсбурге...

    В Москве же не отстают и другие религии! Мусульмане, например, год назад открыли крупнейшую в Европе мечеть на Олимпийском проспекте. Иудеи строят синагоги, армяне тоже открыли свой храм... И это нормально, поскольку все мы любим свой город и все мы - москвичи.

    Визитная карточка

    Владимиру Ресину 80 лет. 49 из них он строил Москву в самых разных должностях - начиная с начальника участка и до главы стройкомплекса города и в течение последних 10 лет - первого заместителя мэра Москвы. В 2011 году был избран депутатом Госдумы VI созыва, а в сентябре 2016-го - и в состав Госдумы VII созыва. Но и в парламенте страны Владимир Ресин основное внимание уделяет развитию строительной отрасли, акцентируя сейчас внимание на разработке самых важных для нее государственных законов. Остается советником мэра

    Москвы, курируя в этой должности программу восстановления в столице православных храмов.

    Поделиться