Свое исследование она начала пять лет назад, в нынешнем году были опубликованы первые результаты. Данные собирались из пяти регионов: Вологодской, Архангельской, Псковской областей, Севастополя и Республики Крым. В репрезентативной выборке участвовали более тысячи женщин. Сбор данных помог составить социально-демографический портрет женщины, стоящей перед судьбоносным выбором. Результаты оказались достаточно неожиданными.
- При консультировании психологи обнаружили, что чаще всего женщины отказываются от ребенка в самом детородном возрасте, - отметила Юлия Пучкова. - Получается, именно в период репродуктивности потенциальная мать не думает о своем ребенке, а заботится только о себе: что сейчас важно для нее, какие проблемы ее отягощают и каким путем она их может разрешить.
Интересный факт был отмечен специалистами при изучении количества детей.
- Женщине порой бывает трудно принять своего первого ребенка, - объяснила эксперт. - Если ребенок уже есть, то матери гораздо легче принять второго. С точки зрения психологии, у нее открывается материнский инстинкт, у нее уже есть опыт. Когда он становится велик, тогда женщине проще и легче сохранить беременность.
Кстати, количество денег не всегда влияет на выбор, стоящий перед будущей матерью: мнения респондентов разделились примерно поровну. Скорее, больше влияет фактор долговых обязательств: здесь определяющим является то, насколько велика забота женщины о своей семье и может ли она выдержать новое испытание. Чаще мысль о ребенке уходит на второй план. К слову, в исследовании принимали участие женщины, доход которых не превышает 35 тысяч рублей.
Также определяющим является наличие абортов в прошлом.
- Если женщина не делала аборт, то она сохраняет беременность почти в 100 процентах случаев, - отметила Юлия Пучкова.
Родители тоже имеют отношение к принятию решения дочери. Причем если они отрицательно воспринимают факт беременности, то женщина, как правило, оставляет ребенка.
- Сепарация с родителями чаще приводит к более ответственному и серьезному взгляду на свою будущую жизнь, - отметила автор доклада.
Особое значение имеет мнение отца.
- Женщина в шесть раз чаще принимает решение оставить ребенка в том случае, если на это положительно смотрит ее родной отец, - резюмировала психолог.
Впрочем, сохранить ребенка - это полдела, если женщина, особенно одинокая, всерьез рассматривала вопрос аборта, после родов она может столкнуться с массой проблем психологического плана, отметил в свою очередь доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова кандидат медицинских наук Игорь Добряков.
Результаты доабортного консультирования дают свои результаты: многие женщины соглашаются сохранить ребенка. Но после этого встает вопрос, как и на что жить. Частично его решают различные общественные организации, центры, в том числе созданные РПЦ. Но при этом женщины зачастую оказываются без психологической поддержки. Кроме того, когда они покидают такой центр помощи, их судьбу практически никто не отслеживает.
В аналогичной ситуации оказываются и семьи, решающиеся сохранить ребенка, который заведомо родится больным. Как говорит ученый, сегодня неонатологи творят буквально чудеса¸ "вытягивая" даже новорожденных с весом 500 граммов. Но, как показывает статистика, это далеко не самые здоровые дети. И сами семьи - далеко не самые счастливые. При этом возникает модное течение, когда, например, психически нездоровых детей не лечат, поскольку родители считают заболевание "особенностями развития".
За последнее время число детей с психическими отклонениями выросло на 80 процентов. Всех их надо лечить, и это - настоящая проблема. В первую очередь родителей. Проблема еще больше усугубляется, если отец, не выдержав испытания, бросает семью. А таких случаев немало, и здесь просто необходима грамотная работа психолога.
- Вроде бы, на первоначальном этапе каждый выполняет свою функцию - психологи, врачи, РПЦ, которая направила на создание центров помощи матерям 38 миллионов рублей, - говорит ученый. - Но результаты далеки от желаемых. Решить проблему можно только объединив усилия.
В качестве примера он привел опыт "трех лекций", которые в некоторых ЗАГСах читали раньше молодым людям, желающим вступить в брак. Перед ними выступали по очереди сексолог, психолог и акушер-гинеколог, что в дальнейшем помогало избежать множества проблем. Кстати, по данным опросов, сегодня от помощи психолога не отказалось бы 60 процентов женщин. Пока же, по мнению ученого, общество большей частью борется не с причинами, а симптомами.