Немецкая компания использовала в рекламном клипе нацистскую символику

Крупнейшая немецкая сеть продовольственных магазинов Edeka заказала фирме Jung von Matt клип для рождественской рекламной кампании под названием "Дарите время". Однако создатели ролика вольно или невольно поместили на номерных знаках появляющихся на экране машин символы Третьего рейха.

Вообще-то, концерн собирался сделать акцент на том, что самый главный подарок детям от родителей - это проведенное с ними время. "Я должен туда и сюда, я должен то и это, должен еще много-много больше сделать", - говорится в начале клипа. Родители заняты настолько, что маленькой девочке приходится ждать перед школой, когда ее заберут. Опоздавшая из-за покупки подарков мама подъезжает в конце клипа на автомобиле с номерным знаком MU-SS 420. В рекламе появляется также и другая машина со странным номерным знаком - SO-LL 3849.

Глава Центрального ведомства по политическому образованию земли Гамбург, где находится офис торгового концерна, Сабине Барнбергер-Штемман усмотрела в номерных знаках аллюзии на символы нацистов. В интервью журналу Manager Magazin она указала на то, что комбинацию букв SS, употреблявшуюся для обозначения элитарного войскового подразделения для защиты Адольфа Гитлера, запрещено помещать на номерных знаках в ФРГ. Кроме того, Барнбергер-Штемман увидела в цифрах 420 связь с днем рождения Гитлера 20 апреля. "Поскольку это запрещено, невозможно оправдать использование букв SS в рекламном клипе, даже если речь идет о фиктивном номерном знаке", - разъяснила глава ведомства.

В цифре 84 Барнбергер-Штемман распознала код, употреблявшийся для нацистского приветствия "Слава Германии!". "Эта цифра окружена 3 и 9, а 39 обозначает "христианскую идентичность". В кругах правых экстремистов это обозначает антисемитизм", - подчеркнула эксперт. Она отметила, что речь не может идти об "оплошности", допущенной рекламным агентством. Ведь нацистские коды и символы использованы в клипе несколько раз. Так что случайность здесь исключена, резюмирует глава ведомства.

Представитель торгового концерна Edeka оправдался, что номерной знак MU-SS содержит аллюзию не на нацистское время, а на глагол muss, несколько раз употребляющийся в клипе. В переводе с немецкого это слово означает "должен". "Мы сожалеем, что при этом у многих создалось неправильное впечатление. Это не было нашим намерением", - подчеркнул представитель Edeka. Фирма Jung von Matt не прокомментировала свое "творение".

"Даже несмотря на частое использование символов, это могло быть случайностью, - пишет газета Süddeutsche Zeitung. - Однако ни Edeka, ни рекламное агентство не проявили в этом случае особой бдительности". Вопросы газеты о том, будет ли клип снят и понесет ли агентство ответственность за свою оплошность, остались без ответа.

Edeka не единственный немецкий продовольственный торговый концерн, у которого возникли проблемы с рекламой. Так, несколько лет назад ведущая сеть по продаже кофе Tchibo использовала в своей рекламе выражение "Каждому свое". Желая обратить внимание на начавшееся сотрудничество с итальянским предприятием Esso, немецкий концерн имел в виду различные сорта и способы приготовления кофейных зерен. Однако реклама вызвала всеобщее возмущение, так как этот лозунг, уходящий корнями в античную философию, был помещен на воротах фашистских концлагерей.