Напомним, в четверг днем во время учебно-тренировочных сборов три военнослужащих Новороссийского соединения ВДВ приводнились вне заданной точки - в реку Кубань. В течение двух дней их искали около тысячи человек. Тело одного нашли вчера, тела еще двух - сегодня днем. Возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 293 УК РФ ("Халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц"). В пресс-службе Южного военного округа сообщили, что из-за низкой облачности десантники при попадании в воду не успели отсоединить парашютные системы.
"РГ" попросила прокомментировать эту трагическую ситуацию гвардии подполковника, руководившего боевой подготовкой ВДВ, Героя России Николая Беляева:
- Эта ситуация нестандартная, десантники случайно попали в воду. Есть специальные тренировочные прыжки на воду, но тогда используется другое снаряжение. Как произошла такая ситуация, в том числе, как действовал штурман наведения, правильно ли был определен ветер в приземном слое - должны оценивать специалисты. Площадка приземления имеет определенные размеры, если самолет зашел правильно, десантник никогда не улетит за ее территорию. Для этого есть штурманская группа на земле, которая определяет перед прыжками направление и скорость ветра в приземных слоях, делает расчеты выброски. Но если это был промах при выброске со стороны летчиков, то ситуация могла сложиться таким образом. При расчете размеров площадки парашютист не должен выйти за нее в любом случае. Но бывали и такие ситуации, когда внезапный порыв шквалистого ветра относил десантника в сторону, а погасить парашют на земле при сильном ветре очень тяжело.
По словам Беляева, если прыжок запланирован на водную поверхность, то на парашютисте должно быть специальное снаряжение, в том числе спасжилет. Но если такой прыжок не предусматривался, то, скорее всего, и необходимого снаряжения у военнослужащих не было. При этом в случае десантирования вблизи водоемов, должна выставляться дежурная группа со спасательными средствами, ведь выбраться из воды, тем более ледяной, будучи загруженным, крайне тяжело.
- Это же прыжки не ради прыжка, а ради доставки в район выполнения задачи, поэтому на десантнике обязательно есть оружие. Он загружен согласно тем задачам, которые ему предстоит выполнять, то есть довольно значительно, - отметил Беляев.
Он добавил, что десантники должны были отрабатывать на тренировках нештатные ситуации:
- Существует два направления - наземная отработка элементов прыжка на тренажерах и предпрыжковая подготовка, в ходе которой отрабатывается приземление на воду, на лес, то есть нештатные ситуации. В случае приводнения парашютист должен расстегнуть подвесную систему и при касании воды ногами вывалиться из нее, чтобы не запутаться в парашюте. Тренировки проводятся постоянно, в том числе перед каждым прыжком дополнительно. Отрабатывается не только нештатное приземление на воду, но и схождение в воздухе, неправильная работа основного парашюта. Десантники не могут быть не готовы к различным ситуациям.
Могли ли военнослужащие выжить в сложившейся ситуации? По мнению Николая Беляева, в таких случаях все зависит от целого ряда факторов - точки приводнения, размера водной поверхности, глубины, скорости течения и уровня подготовки, в том числе умения плавать.
Сейчас выяснением обстоятельств гибели десантников занимается специальная комиссия командования ВДВ и правоохранительные органы.