26.11.2016 15:00

Ученые: Религия может быть инфекцией, разносимой бактериями

Зарождение религий, а также их широкое распространение может быть следствием влияния особых бактерий, живущих в организме человека. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что почти каждая вера предполагает массовые обряды, плохо сочетающиеся с гигиеной.

Такую спорную гипотезу выдвинули биологи МГУ, опубликовавшие результаты своего исследования в журнале Biology Direct, сообщает РИА Новости. На эту мысль ученых натолкнули уже известные примеры того, как паразиты могут использовать организм-хозяин в своих интересах, в том числе манипулируя его поведением. К примеру, грибы из рода Ophiocordyceps научились напрямую управлять муравьями, заставляя их умирать в таком месте муравейника, где они смогут заразить как можно больше других особей. Токсоплазма, переносчиком которой являются кошки, вызывает необратимые изменения в работе мозга, которые делают мышей "бесстрашными" при виде и запахе кошек, а людей - склонными к суициду и нерациональным поступкам.

Современные историки и эволюционисты считают, что религии распространялись в прошлом и сегодня примерно так же, как и эпидемии различных микробов и вирусов, хотя и в культурном пространстве, используя "заразные" идеи-мемы. Биологи из Московского государственного университета Александр и Юрий Панчины и их коллега Александр Тузиков полагают, что этот процесс не может происходить и в биологическом пространстве.

В пользу этого, по их мнению, говорит то, что все крупные религии включают в себя общественные ритуалы, способствующие распространению болезней - к примеру, обрезание в иудаизме, эвхаристия в христианстве, хадж в исламе и купания в Ганге в индуизме. Более того, нередко религии запрещают контрацепцию, прививки, которые тоже призваны защитить людей от заражения.

Впрочем, сами эти "религиозные" бактерии ученые не нашли, сейчас они даже не могут точно сказать, где именно в теле человека живут эти организмы. Дело в том, что наша микрофлора содержит огромное число бактерий и вирусов, число видов которых превышает несколько сотен тысяч. Вместе с тем, если гипотеза биологов верна, можно пойти от обратного и начать активно принимать антибиотики: в этом случае религиозность по идее должна снизиться, правда, общий вред для организма может оказаться гораздо большим.