Ведомство не поддерживает идею увеличения стоимости билетов для дебоширов. Если ввести такую меру для тех, кто хулиганит на борту самолета - курит, пьет, пререкается с бортпроводниками, то получается, что за деньги пассажир может позволить себе любой каприз, пояснил свою позицию "Российской газете" глава Росавиации Александр Нерадько.
Инициатива вообще не продавать билетов дебоширам идет вразрез с действующими международными нормами. Это просто невозможно, подчеркнул замглавы Росавиации Олег Клим: "Продажа перевозки - это публичная оферта, компания не продать билеты не может".
С этой проблемой уже сталкивались европейские авиакомпании, которые хотели вводить такие меры. Например, в Германии решили проблему по-другому. Немцы прописали в своем законодательстве отдельными статьями правонарушения на воздушном транспорте, которые подпадают под уголовную ответственность. И неотвратимость наказания оказалась действенной мерой, сказал Клим.
Пока перевозчики могут вести свои "черные списки" пассажиров, чтобы уделять тем, кто в них попал, более пристальное внимание. Но это мера скорее психологического воздействия. О "черном списке", который бы стал основанием для отказа в продаже билетов, речи не идет.
Более того, сначала надо определить, кто обеспечивает общественный порядок на борту воздушного судна в небе, настаивает Александр Нерадько. И только потом уже можно вести разговоры о "черных списках" и других мерах наказания авиахулиганов.
Пока ситуация парадоксальная, никто не знает к кому обратиться, когда в воздухе на борту самолета дебоширы начинают нарушать общественный порядок. "Полиция приезжает на вызов (на земле. - Прим. ред.) и имеет право для обеспечения общественного порядка применять спецсредства, задерживать. А кто на борту воздушного судна это делает? Получается, никто", - сказал глава Росавиации. Он предложил наделить соответствующими правами экипаж самолета.
Либо членам экипажа дадут полномочия в полете применять меры к нарушителям общественного порядка, либо каждый борт придется сопровождать сотруднику полиции, пока такие права есть только у полицейских, отметил Нерадько. Какой статус получат сопровождающие самолет, пока под вопросом.
Многие эксперты апеллируют к сопровождению судов так называемыми воздушными комиссарами. Однако они появились не для борьбы с хулиганами, а "когда волна терроризма в 70-е годы захватила Америку, ввели воздушных маршалов в США", уточнил Олег Клим. Кроме того, это были сотрудники ФБР. "Сотрудники спецслужб, наделенные полномочиями, а не сотрудники безопасности авиакомпаний", - добавил чиновник.
Пока социальная опасность правонарушений на борту авиалайнеров сильно недооценена. Самолет движется с огромной скоростью на большой высоте. Внутри салона избыточное давление, а повреждение обшивки корпуса может привести к мгновенным роковым последствиям.
При этом российские и иностранные авиакомпании перевозят более 100 миллионов россиян в год. А это целая страна, отметил Александр Нерадько. Самолет как минимум час находится в воздухе. "Сто миллионов человек годами висят в воздухе, а чем обеспечивается общественный порядок? - вопрошает чиновник. - У нас большие пробелы в законодательстве".
Но виноваты не только пассажиры. 95 процентов конфликтов происходит после длительных задержек рейсов. Просидев в аэропорту более пяти часов, на борту люди зачастую появляются в довольно сильном подпитии, отметил Олег Клим. Это должны понимать и авиаперевозчики.
В Росавиации считают, что нужна еще одна проверка египетских аэропортов. "Мы ждем от египетских коллег официального подтверждения устранения недостатков по тем замечаниям, которые были сделаны при проведении предыдущих трех проверок", - заявил Александр Нерадько.
Пока еще не поступало даже официального отчета египетских властей о выполнении мер по повышению авиабезопасности. "Может, оно уже выслано, но я не видел его. Может, оно в пути, - предположил глава Росавиации. - Получим, изучим и будем принимать решение по проверке египетских аэропортов, потому что там есть высокие риски". Когда именно будут проверять воздушные гавани Египта (в Каире, Хургаде, Шарм-эш-Шейхе), он не назвал.
Зато полеты в Крым выполняются и будут выполняться. Если часть воздушного пространства и будет закрыта над Черным морем, то из соображений безопасности. Авиакомпании могут выбрать другой маршрут для полетов в Крым.
Такое пояснение дал "Российской газете" официальный представитель Росавиации Сергей Извольский, комментируя информацию о возможном закрытии воздушного пространства над полуостровом.
В ведомстве считают недопустимыми попытки Украины устанавливать запретные зоны в нашем суверенном воздушном пространстве.
Напомним, Украина в нарушение международного права без каких-либо консультаций приняла решение о ракетных стрельбах в суверенном воздушном пространстве России и. Украина выпустила авиационное уведомление (НОТАМ) об активировании опасных воздушных зон под полуостровом 1 и 2 декабря.
В Росавиации надеются, что уведомление будет удалено в ближайшее время.