Врачом я решил стать еще в детстве. Не с самых малых лет, конечно, а уже в более сознательном возрасте. Хоть я тогда постоянно лечил животных, но помогать решил все-таки людям. Да и пример старшего брата был перед глазами - он пошел в медицину. Пошел и я. В Хабаровском медицинском институте выучился на травматолога-ортопеда, год стажировался в Ленинграде, а затем был сослан в "ссылку" - на Урал, по распределению. Отработав положенное, с радостью вернулся на Дальний Восток, где предложили неплохую работу. Но, увы, время настало другое: в 90-е годы нужно было не лечить, а выполнять план: к примеру, столько-то медосмотров в месяц. О работе в спасательном центре такого не скажешь. Какие уж тут планы по зарабатыванию денег, когда на кону людские жизни. Награды? Еще никаких не получал, да и не ради них работаю.
Люди обращаются к нам с разными проблемами. Чаще всего вызовы такие: бабушка захлопнула дверь, а дома остались внуки, нужно выручать. Летом-осенью теряются грибники: выезжаем, ищем, доставляем в больницу. Регулярно помогаем пострадавшим в ДТП. Случается, что и собак-кошек, застрявших между гаражей, вытаскиваем, но это редко теперь.
А есть и тяжелые, трагические ситуации. Больше всего запомнилась ликвидация ЧС в поселке Корфовском под Хабаровском. Это год назад было. При взрыве бытового газа обрушился подъезд трехэтажного дома, погибли несколько человек. Вытаскивали людей из-под обломков, раскапывали: кто чем - лопатами, ломами, да просто руками! Оказывали им первую медицинскую помощь. Туда приехали все ближайшие бригады скорой и территориального центра медицины катастроф.
Часто устраивали "минуты тишины", слушали. И вот нашли крохотную четырехлетнюю девочку! С рваными ранами лица, сотрясением мозга, но живую! Помимо этого, она еще и сильно замерзла - был октябрь, минусовая температура. К сожалению, ее мама и сестра погибли…
Что чувствую в такие моменты? Сострадание, боль за людей. Но это профессия такая. Нужно прежде всего сохранять выдержку, быть хладнокровным и спокойным, но не равнодушным. Иначе как помогать?
В сентябре выезжали в Тернейский район Приморского края. Там затопило поселок Светлое. Я ехал для медоспечения группы подразделения: в первой группе 30 человек нас было. Но помощь оказывал и населению: поначалу врачей катастрофически не хватало. Многих медицинских препаратов не было - все смыло водой, все. Фельдшерско-акушерский пункт тоже затопило, ну может сантиметров 20-30 не хватило для полного погружения под воду. Кого-то санавиацией отправляли в Хабаровск, кого-то в другие районы Приморья, особенно слабых, пожилых.
Моральную поддержку также людям приходилось оказывать вместе с психологами-профессионалами МЧС. Как иначе? Все имущество смыло, люди остались ни с чем. Конечно, поддерживал добрым словом, мол, ничего, переживем!
Увлечения? Изредка - рыбалка, да может, еще путешествия. Дети выросли. Выходит, работа - увлечение…
Александр Лунин, начальник отдела аэромобильного медицинского обеспечения и эвакуации пострадавших ДВРПСО:
- Валерий Валентинович - универсальный специалист. В условиях, когда от одного врача требуется знание смежных медицинских специальностей, незаменим. Он их освоил. Кроме организации работы перевязочной и операционной полевого медицинского пункта, участвует в работе приемно-сортировочного отделения. Умеет пользоваться как современными диагностическими методиками, так и старыми проверенными навыками. На "ты" с приборами современного медицинского вертолетного модуля, участвует в авиамедицинской эвакуации. Махиня постоянно совершенствует профессиональные навыки: привлекался к совместной российско-китайской тренировке по ликвидации последствий ЧС крупного масштаба.