Первоначально режим порто-франко по закону о свободном порте Владивосток (СПВ) распространялся на 15 муниципальных образований Приморского края, включая акватории. В июле статус порто-франко получили и другие гавани Дальнего Востока. Особый режим был распространен на Ванинский район (Хабаровский край), Корсаковский городской округ (Сахалинская область), Певек (Чукотский АО), Петропавловск-Камчатский (Камчатский край) и Лазовский район (Приморье).
- СПВ станет стартовым узлом российского элемента зоны свободной торговли в АТР, соединив сразу несколько направлений: трансазиатское, дальневосточное и тихоокеанское, - считает профессор Дальневосточного федерального университета Александр Абрамов. - Но для увеличения грузовых мощностей портовой инфраструктуры необходима правильно выбранная бизнес-модель. Она предполагает создание сети портов на юге края, работающих в координации. Сегодня же существует их конкуренция. Еще одним шагом станет "гармонизация" закона о свободном порте с законодательствами стран, инвесторы из которых проявляют интерес к проекту.
А интерес к СПВ есть, резидентов привлекают уникальные льготы. В первые пять лет понижена ставка налога на прибыль - не более пяти процентов, в следующие пять лет - не более 12. Компании освобождены от уплаты налогов на имущество и землю. Для них снижены совокупные отчисления во внебюджетные фонды с 30 до 7,6 процента. При определенных условиях резиденты вправе применять ускоренный режим возврата НДС, также предоставляется режим свободной таможенной зоны.
- Инвесторы подали уже 166 заявок на общую сумму более 243 миллиардов рублей с планами создания свыше 26 тысяч рабочих мест, - сообщил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
В Хабаровском крае уже приступили к внедрению нового режима в порту Ванино. В частности, решено ввести нулевые ставки краевых налогов на прибыль на имущество на 5 лет, отметил губернатор региона Вячеслав Шпорт.
Интерес проявили 18 компаний с общим объемом инвестиций около 72 миллиардов рублей. По двум заявкам уже даны положительнее заключения. Компания "Прайм" выступила с планом строительства терминала для перевалки сжиженных углеводородных газов в страны АТР (25,5 миллиарда рублей), а "Дальневосточный Ванинский порт" - с проектом создания специализированного терминала в морском порту (20,5 миллиарда). На рассмотрении еще две заявки - на строительство кирпичного завода и автовокзала. Правительство Хабаровского края предлагает включить в СПВ территории еще пяти районов. По предварительным подсчетам, этот шаг позволит реализовать не менее 48 инвестпроектов с общим объемом вложений около 143 миллиардов рублей.
- Свободный порт в Корсакове повышает инвестиционную привлекательность всей области. Реализация задуманного приведет к увеличению деловой активности, - полагает финансовый директор Корсаковского морского торгового порта Сергей Смирнов.
По словам главы администрации Корсаковского городского округа Александра Рудакова, уже есть пять потенциальных инвесторов и рассматриваются перспективы двух якорных проектов. Первый - создание грузо-пассажирского терминала. Он предполагает строительство морского вокзала, удлинение причала для приема круизных и паромных судов, а также дноуглубление. Стоимость - 1,9 миллиарда рублей. Второй масштабный проект - формирование рыбного логистическо-перерабатывающего центра. Составной его частью может стать создание мощностей по судоремонту и модульной сборке средне- и малотоннажных судов. Предварительная стоимость проекта - два миллиарда рублей. Интерес уже проявляют инвесторы из Японии и Южной Кореи.
- В правительстве Камчатского края создана рабочая группа, которая занимается разработкой нормативных актов по налоговым льготам для инвесторов. Определены 11 потенциальных якорных резидентов, сумма заявленных вложений - более 20 миллиардов рублей, - отметил губернатор Владимир Илюхин. - Для того чтобы режим свободного порта заработал в полную силу, необходимо расширить его границы, распространить действие преференциальных механизмов на Елизовское городское поселение - там находится главный аэропорт края. Но мы пошли дальше - предложили включить в перечень Пионерское сельское поселение, чтобы строящаяся краевая больница тоже вошла в состав резидентов.
Для Чукотки, а также для Северного морского пути стратегическое значение имеет Певекский порт.
- С 2001 года его годовой грузооборот увеличился почти на 220 процентов и сегодня составляет около 270 тысяч тонн. В ближайшие десять лет мы прогнозируем рост показателя до 500 тысяч тонн в год в связи с разработкой месторождения "Песчанка" Баимской рудной зоны, - рассказал губернатор ЧАО Роман Копин.
Кстати
В результате создания свободного порта Владивосток ВРП Приморского края вырастет в 2,2 раза к 2025 году (до 1,4 триллиона рублей). Прирост ВРП Дальневосточного федерального округа к 2025 году может составить 1,97 триллиона рублей. Количество вновь созданных рабочих мест оценивается в 84,7 тысячи человек - к 2021 году, 108 тысяч - к 2025-му, 468,5 тысячи - к 2034-му.