В 2015 году их количество увеличилось вдвое. Как отмечают эксперты в формате built-to-suit строить выгоднее, хотя дольше по времени и дороже на 5-10 процентов. Зато рисков явно меньше. Возводить же объекты "все включено" с мультитемпературным набором помещений для девелоперов попросту невыгодно.
- Если строить такие объекты, стремясь удешевить проект любым способом, то девелопер рискует не угадать с параметрами, например, пропорциями площадей, необходимыми клиентам, - коммерческий директор "А Плюс Девелопмент" Вячеслав Зелепуга.
Сегодня общий объем качественного складского предложения в Петербурге составляет более 2 миллионов квадратных метров, из них половина - под заказ. Чтобы полностью удовлетворить спрос на специализированные склады, необходимо построить еще 200 тысяч квадратов. Эта цифра соответствует годовому объему ввода новых площадей для хранения, а, в первую очередь, в наиболее востребованных категориях А и В.
- Торговцам, в частности тем из них, кто торгует овощами, мясом и молоком, нужно, чтобы в логистическом комплексе были холодильники, морозильники. Для алкоголя нужны лицензированные площади, - считает региональный директор поскладской и индустриальной недвижимости "Colliers International Россия" Владислав Рябов.
Строить будут в основном федеральные игроки, которые готовы осваивать новые площадки только при условии наличия подтвержденного платежеспособного спроса и возможности реализации проектов под заказ. Локальный бизнес тоже сможет принять участие в строительстве, но только при условии полного финансирования проекта за счет заказчика.
Первыми к строительству складов под заказ пришли крупные компании-сетевики, пять из которых уже заявили о своих планах. В Петербурге и Ленобласти ими будет построено 400 тысяч квадратных метров собственных складских центров с транспортной инфраструктурой. Один из них будет размещен в Шушарах. Общая сумма инвестиций составит почти 15 миллиардов рублей, и все проекты будут сданы к 2017 году.
По мнению экспертов, после открытия строящейся платной автотрассы между Москвой и Петербургом М-11 потребность в складских площадях формата built-to-suit возрастет. Склады будут возводить вдоль трассы, основная их масса придется на юг города и предпортовую территорию. Спрос на склады увеличится и в результате вывода овощных баз из центра Петербурга.
- Вместо баз построят распределительные центры, где будет осуществляться не только хранение, но и предпродажная подготовка сельхозпродукции: сортировка, мойка, упаковка, - комментирует руководитель отдела по работе с клиентами ASTERA Вера Бойкова.
Потенциальными заказчиками специализированных складов станут также сельхозпредприятия и государство. В ближайшее время Ленобласть и минсельхоз завершат разработку проекта сети логистических комплексов для хранения сельхозпродукции. Минсельхоз уже заявил, что на эти цели в масштабах всей страны будет выделять ежегодно по 10 миллиардов рублей. Пока что оценить необходимые объемы складских помещений для сельскохозяйственных товаров не представляется возможным.
- Когда станет ясно распределение сил на рынке сельхозпродукции, можно будет прогнозировать развитие этого складского сегмента. Сейчас спрос на такие площади есть, но строить их оптимально под заказ, - считает директор отдела складских и индустриальных помещений CBRE Антон Алябьев.
Однако уже понятно, что доля отечественных сельхозпродуктов и товаров, произведенных в условиях продовольственных санкций на рынке увеличится, в связи с чем потребуются дополнительные складские площади. Сейчас сельхозпродукты, кстати, хранятся на овощных базах, многие из которых остались еще с советских времен. Процент сохраняемых на них овощей низкий, однако кроме них у отечественных сельхозпроизводителей альтернатив нет. При этом ежегодно из-за отсутствия условий хранения сельхозпроизводители России теряют до 90 миллиардов рублей. Смогут ли сельхозпроизводители обеспечить себя складами так же, как и крупные сетевики, или денежные потери продолжатся, зависит от оперативности слаженной работы бизнеса и государства.