Как объяснила корреспонденту "РГ" официальный представитель СКР Светлана Петренко, статистика свидетельствует, что заключение под стражу избирается следователями в отношении всего 20-25 процентов обвиняемых. И это люди, подозреваемые, как правило, в тяжких и особо тяжких преступлениях.
Официальный представитель СКР напомнила - 10 лет назад арест применялся чаще. Достаточно сравнить такие цифры. В 2006 году из 187 477 лиц, уголовные дела которых были направлены в суд следователями прокуратуры, под стражей содержались 47 232 обвиняемых. То есть сидел каждый четвертый. А в 2015 году из 116 849 обвиняемых по направленным в суд следователями СК уголовным делам под стражей в период следствия были 26 252 обвиняемых. Это почти каждый пятый.
В СК говорят, что постепенное снижение количества решений об аресте на стадии следствия наблюдается с 2009 года. По официальным данным, аналогичная тенденция характерна и для других органов следствия.
Представитель СК заметила, что в большинстве случаев суды, рассматривая просьбу следствия об аресте, с ней соглашаются. Отклоняется судом не более 4-6 процентов таких ходатайств.
Истины ради надо вспомнить и случаи, когда неизбрание меры пресечения выходило боком для правосудия.
Начиная с 2008 года и по сей день скрылись от следствия 185 обвиняемых по делам СК. Это те люди, которых суд решил не арестовывать. Из них 25 человек, будучи в розыске, вновь совершили преступления.
В СКР подсчитали - они в 60 раз чаще стали просить для своих подопечных домашний арест. Если в 2008 году дома ждали суда 29 человек, то в прошлом году таких было 1878.
Кстати, статистика свидетельствует и о том, что даже в отношении обвиняемых по статьям УК РФ, предусматривающим в качестве наказания лишение свободы, следственные органы зачастую до суда избирают более мягкие меры пресечения. В 2015 году следователями и дознавателями всех правоохранительных органов России в суд были направлены дела по обвинению 1 миллиона 58 тысяч граждан. Из них 136 тысяч обвиняемых содержались под стражей. В то же время 90 512 подсудимых, которые все следствие провели не в камере, были взяты под стражу в зале суда из-за назначенного срока в колонии.
Чаще всего под стражу отправляли тех, кто совершил преступления против жизни и здоровья.
Вторая по распространенности категория уголовных дел, по которым граждан отправляли в СИЗО, - дела о преступлениях против половой неприкосновенности. Петренко напомнила, что в последнее время сохранилась тенденция к увеличению доли заключенных по делам о преступлениях против государственной власти.
По делам о должностных преступлениях в обоснование своих ходатайств следователи ссылались не столько на негативные характеристики личности обвиняемого или подозреваемого, сколько на то, что он может угрожать свидетелю, уничтожить доказательства и прочее.
Такие ходатайства следователей обычно основывались на установленных фактах попытки либо уничтожения предметов и документов, имеющих доказательственное значение.
Это, как правило, фиксировалось в протоколах допросов как самого подозреваемого (обвиняемого), так и свидетелей, либо в протоколах иных следственных действий.