Новости

28.11.2016 13:55
Рубрика: Экономика

Подарок придется кстати

Таможня справится с трафиком почтовых отправлений
От инфраструктуры любого ведомства напрямую зависит, насколько эффективно оно выполняет задачи, поставленные государством. Какие экономические факторы выявляют потенциал таможенной инфраструктуры, позволяют адаптировать ее с учетом изменяющихся условий? И как это влияет на экономические показатели? Об этом "РГ" беседует с начальником Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрием Жуковым.
Инфраструктура таможенных складов временного хранения в России развивается с учетом мирового опыта. Фото: Олег Прасолов Инфраструктура таможенных складов временного хранения в России развивается с учетом мирового опыта. Фото: Олег Прасолов
Инфраструктура таможенных складов временного хранения в России развивается с учетом мирового опыта. Фото: Олег Прасолов

Дмитрий Борисович, в последние годы динамично развиваются особые экономические зоны и территории опережающего развития (ТОР). Какие импульсы для привлечения в них инвестиций создает таможня?

Дмитрий Жуков: На территориях Особых экономических зон и приравненных к ним территориях (ТОРы, свободный порт Владивосток) применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Предусмотренные законодательством таможенные и налоговые льготы для резидентов повышают предпринимательскую активность, инвестиционную привлекательность региона.

Одним из элементов обеспечения таможенного законодательства в Особых экономических зонах является оборудование и обустройство их территорий объектами таможенной инфраструктуры для проведения таможенного контроля.

Практика показала, что создание инфраструктуры на территории ОЭЗ, в том числе и таможенной, может проходить в течение 3-8 лет. Этот срок обусловлен длительными подготовительными работами. На начальном этапе разрабатывается проект планировки территории, согласовываются схемы размещения различных объектов, формируется техническое задание на проектирование и оснащение объектов, согласовывается проектная документация, затем объекты строятся.

Сейчас в России насчитывается 29 Центров  электронного декларирования

Вместе с тем регионам, на территории которых функционируют особые экономические зоны, будет передано управление ими. Это решение, закрепленное соответствующей "дорожной картой", позволит регионам более эффективно развивать ОЭЗ.

Дмитрий Жуков: Таможенные льготы для резидентов ОЭЗ повышают предпринимательскую активность. Фото: Пресс-служба ФТС России

ФТС России предложила новацию, которая поможет региональным властям выполнить поставленную перед ними задачу - внедрение на территориях, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, автоматизированной системы учета товаров.

Совместно с минэкономразвития и минвостокразвития мы разрабатываем эту систему в ОЭЗ на территориях опережающего развития, а также в свободном порте Владивосток.

Применение такой системы значительно упростит администрирование на таких территориях, позволит сократить требования к их оборудованию и обустройству.

Все это должно повлечь за собой сокращение временных и финансовых затрат для резидентов, а также затрат бюджета, как федерального, так и регионального.

Возможность применения автоматизированной системы учета резидентами, осуществляющими деятельность на территориях ОЭЗ, свободного порта Владивосток и ТОРов, планируется реализовать до 2020 года.

А как влияет развитие таможенной инфраструктуры на экономику других регионов, в которых нет особых экономических зон?

Дмитрий Жуков: Фактором, положительно влияющим на экономическую ситуацию, является развитие рынка транспортно-экспедиционных и складских услуг, предоставляемых, в том числе, лицами, включенными таможенными органами в реестр владельцев складов временного хранения.

В настоящее время в России функционирует более 600 складов временного хранения, из них более 370 - открытого типа. Взаимодействие таможенных органов с владельцами складов временного хранения включает в себя применение современных информационных технологий. Документооборот между владельцами складов временного хранения и таможенными органами осуществляется в электронном виде. Это позволяет сократить как временные показатели совершения складских операций, так и материальные издержки, связанные с помещением товаров на временное хранение.

Правительство России поставило перед таможенными органами задачу - содействовать развитию транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах, за пределами городов, с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах Российской Федерации, развитием таможенно-логистической инфрастуктуры преимущественно в местах, приближенных к государственной границе.

В Российской Федерации создано и функционирует 54 таможенно-логистических терминала, организованных на площадях современных складских комплексов.

Есть ли примеры, когда под влиянием каких-либо факторов изменяется таможенная инфраструктура?

Дмитрий Жуков: Электронное декларирование позволило таможенным органам внедрить технологии оформления товаров, базирующихся на информационном взаимодействии таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и иных федеральных органов исполнительной власти.

Переход на электронное взаимодействие потребовал изменения инфраструктуры. Появилась новая категория таможенного поста - центр электронного декларирования (ЦЭД). Сейчас в России насчитывается 29 ЦЭДов.

Работа ЦЭД основана на разделении функций по документальному таможенному контролю (то есть работе с документами) и фактическому контролю (работе непосредственно с товаром) между различными таможенными органами. При этом представители бизнеса могут не присутствовать в ЦЭДе лично, даже если запрошены документы на бумажном носителе. В этом случае их можно представить в таможенный орган по месту нахождения товара.

В преддверии Нового года не могу не спросить о таможенной инфраструктуре для оформления посылок из-за рубежа, что происходит в этой сфере?

Дмитрий Жуков: Ежегодный рост количества международных посылок потребовал объединить усилия ФТС России и "Почты России" для оптимизации инфраструктуры.

Статистика оформления МПО с 2011 по 2015 годы показывает постоянное увеличение объёма входящей корреспонденции ежегодно в 1,5 - 2 раза. Тенденция сохраняется и в этом году, с января по октябрь в Россию поступило 160 миллионов международных почтовых отправлений, что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Более 80 процентов посылок поступает в Российскую Федерацию из Китая. При этом основной трафик отправлений приходится на многофункциональный логистический центр ФГУП "Почта России" во Внуково, а также на Екатеринбург и Новосибирск.

Несмотря на столь возрастающие объемы, предновогодний и новогодний периоды 2015-2016 годов были пройдены без накоплений, чрезвычайных ситуаций не возникало.

Это стало возможным благодаря проведенным мероприятиям по определению приоритетных мест международного почтового обмена, перераспределению штатной численности таможенных органов, задействованных в оформлении МПО, и определению режима работы таможенных органов. Из 21 места международного почтового обмена приоритетными признаны расположенные в Москве (Прижелезнодорожный почтамт при Казанском вокзале и Логистический центр во Внуково), в городах Екатеринбурге, Калининграде, Брянске, Новосибирске, Оренбурге, Владивостоке, а также в международных аэропортах Шереметьево, Внуково, Толмачево и Пулково.

Экономика ВЭД Правительство Минфин ФТС Особые экономические зоны в РФ