На операционном столе пациент, страдающий тяжелейшей формой ишемической болезни сердца. Артерии, которые питают наш главный мотор, сужены. Мужчина перенес несколько сердечных приступов. Часть миокарда омертвела. Сердце не сокращается в полную силу. Традиционное аорто-коронарное шунтирование, стентирование провести в данном случае невозможно. Единственный шанс спасения жизни новейшая методика, разработанная и впервые примененная в Бакулевском центре.
По словам академика Бокерии, разработка технологии началась в середине 90-х годов. Ведь есть больные, которым не делают ни операцию, ни стентирование, потому что кровеносные сосуды очень тонкие или на нескольких уровнях закрыты. С помощью лазера хирурги сделали маленькие отверстия в сердечной мышце, затем ввели стволовые клетки. Позже в этом месте появятся новые сосуды. Сердцу вернется привычный ритм.
Но это не все события вчерашнего дня в Бакулевском. Можно было пообщаться с пациентами, которым имплантирован искусственный левый желудочек сердца "Спутник". Название говорит само за себя: раз "Спутник", значит, создан в России. А это очень важно иметь свой, отечественный искусственный желудочек. Дело в том, что в особо тяжелых случаях сердечной недостаточности пациента может спасти лишь пересадка, трансплантация сердца. Вот только сроки проведения пересадки разные, иногда ее приходится ждать месяцами. А ждущее сердце должно работать. Само не может? Тут-то и приходит на помощь специальный насос, перекачивающий кровь, тот самый искусственный левый желудочек. В свое время "РГ" писала, как этот прибор помогает выживать, как делает возможным проведение пересадки сердца. Но те насосы были импортными, чрезвычайно дорогими и не самыми удобными, а разработанные в России почти в три раза дешевле импортного аналога. Кроме того, вся система весит около трех килограммов.
Заметим: каждый год в России почти 1,5 тысячи человек нуждается в трансплантации сердца. И ожидание операции ни в коем случае не должно становиться тяжким бременем для пациента. Созданный отечественный левый желудочек для них спасение.