"РГ-ЧАСЫ": Огромные стенды Cartier в рамках Женевского салона высокого часового искусства неизменно отличаются от других павильонов не только фирменным красным цветом. В сущности, это маленькие музеи - с историческими экспонатами, архивными документами... У вас много архивов, к которым вы обращаетесь, но при этом Cartier всегда заслуженно отмечают как застрельщика будущих трендов.
Пьер Райнеро: Дом Cartier, с одной стороны, обладает непобедимым величием самой европейской декоративно-прикладной культуры, мы с самого своего рождения были и остаемся пропагандистами savoir faire и savoir vivre. Мы родились для того, чтобы делать инновационные и исключительно прекрасные вещи - часы, украшения, предметы интерьера, кожаные изделия, с определенного момента также и коллекционные духи. С другой стороны, мы всегда смотрим на шаг вперед. Мы уже сегодня делаем то, что многие марки будут повторять за нами послезавтра. Вам, возможно, покажется это парадоксальным? Но в этом и есть особенности стиля Картье: мы делаем технически сложнейшие вещи, на которые очень легко смотреть. Их легко носить и их очень легко любить.
"РГ-ЧАСЫ": Вернемся все-таки от лирики к процессу изготовления часов и ювелирных украшений. Сейчас принято говорить о ДНК марки, о неких кодах, которые она несет из одного изделия в другое на протяжении многих десятилетий. Что такое ДНК Cartier? Почему вещи Cartier всегда и мгновенно узнаваемы?
ПР: В часовом сегменте это прежде всего рисунок циферблата, рисунок цифр. Более того, наша задача - сделать такой корпус, который выигрышно и одновременно эргономично смотрелся с любой точки зрения. Это касается не только рядовых коммерческих коллекций, но и часов класса high jewellery. Отличительная особенность наших часов - это их природная способность удивлять. В том, что мы хотим именно удивить нашу публику, и заключается наша идеология. И мы умеем удивлять не только красотой и совершенством предмета, но и его техническими характеристиками. Это могут быть специально выставленные напоказ винты корпуса, как это было в первых моделях часового семейства Santos. Это могут быть "магические часы" с большими корпусами из хрусталя, которые делал Луи Картье в 1920-1930-х годах. В конце концов, наш талисман - хищная прекрасная пантера, тоже неоднократно удивляла публику. И в 1914-м, когда впервые появился черно-белый, графический орнамент пантеры (на прямоугольной ювелирной подвеске), и в 1947 году, когда была сделана миниатюрная ювелирная скульптура - брошь "Пантера" для герцогини Виндзорской. Любое, пусть даже самое маленькое изделие "от Картье" обязательно будет иметь фирменные детали.
"РГ-ЧАСЫ": Несколько лет назад, когда президентом марки еще был Бернар Форнас, в Cartier стали уделять много внимания сверхсложным коллекционным часам. Что сейчас происходит в этом сегменте?
ПР: Мне трудно ответить на этот вопрос потому, что фирменные турбийоны - предметы относительно новые для дома Cartier. Я все-таки несу ответственность за архивы, а подобных усложнений в наших архивах нет. Раньше мы не выпускали сложных с технической точки зрения часов, так как мы были ориентированы на создание нужной формы. Однако, я совершенно уверен в этом, инженерное часовое бюро Кароль Форестье-Кацапи, которое занимается сложными коллекционными моделями, прислушивается к стилистике дома Cartier. В любом случае часы Cartier теперь имеют собственные калибры! И это здорово.
"РГ-ЧАСЫ": Вы учились у легендарного историка ювелирных украшений Ганса Надельхопфера, написавшего классический труд об истории Cartier. Ваша любимая эпоха в истории дома Cartier?
ПР: Я с огромным почтением отношусь к стилю "гирлянда", который появился в противовес цветному и многоликому модерну в 1902 году. Это белоснежный и очень тонкий стиль - платина, белые бриллианты, белый жемчуг. Изобрел этот классический стиль Луи Картье, который сам был отличным рисовальщиком и почитателем стиля Louis XV. Напомню, что в Cartier практически не делали вещей в стиле ар-нуво. Таких вещей нет в наших архивах. Зато следующий по времени стиль - ар-деко, окончательно сформировавшийся в 1925 году, принес Cartier невероятно много находок, много денег, клиентов и славы. Конечно, из всех стилистических эпох я бы сам проголосовал за ар-деко. Этот большой стиль и сегодня оказывает огромное влияние на многие марки, не только на Cartier. В чем сила ар-деко? Во-первых, этот стиль полностью соответствовал той эпохе, которую мы в Европе называем "эпохой между двумя войнами". Это было особенное время, когда люди хотели забыть первую мировую войну - забыть нищету, отчаяние, горе, смерть. Эмоционально ар-деко очень трагический, драматический стиль. Во-вторых, ар-деко, как настоящий "большой стиль", оказал значительное влияние не только на моду и декоративно-прикладное искусство, но и на искусство изобразительное, на скульптуру, архитектуру, литературу и даже музыку. Почему мы почти все время обращаемся к ар-деко? Потому что у него много технических инноваций, которые можно улучшить или просто повторить сегодня. Чем мы, собственно, сегодня и занимаемся.