29.11.2016 12:09
    Поделиться

    В Орле подвели первые итоги создания опорных вузов

    По мнению экспертов, создание в регионах опорных вузов будет способствовать решению проблемы интеграции науки и образования. И в первую очередь это зависит не от тех, кто учится, а от тех, кто учит. Как надо подходить к современным принципам подготовки выпускников, руководители ведущих высших учебных заведений Черноземья обсудили в Орле, где действует один из первых опорных вузов страны.

    Год назад на федеральном уровне решили объединить классический (бывший педагогический) и технический университеты. В результате появился Орловский госуниверситет, названный в честь Ивана Тургенева. По словам и.о. ректора Ольги Пилипенко, процесс еще не завершен и идет непросто. Финансирование дошло лишь к октябрю, летом многое сделали за свой счет. Не обошлось без сокращений, без "ревности" преподавателей. Особенно там, где пересеклись интересы. В обоих вузах действовали экономические и юридические институты. В них сложились свои традиции, а между ними - определенное противостояние. Негласно спорили, кто лучше учит. И вот личное стало общим.

    Наука - это царство споров. Но она не выиграет от того, что ученые станут выяснять, кто из них более выдающийся. Закулисье же насыщено такими трениями. После объединения ученый совет ОГУ насчитывал 148 человек - втрое больше, чем депутатов в региональном парламенте. Полгода ушло на то, чтобы сократить его до 78 человек и сделать более работоспособным. Но 70 исключенных, возможно, затаили обиду.

    Одна из главных задач опорного вуза - объединить образование и науку, которые пока у нас идут параллельно. Это означает, что стимул надо дать не только преподавателям, но и студентам и аспирантам. Когда еще, как не в молодости, совершать дерзкие открытия?

    - Мы получили федеральное финансирование в объеме 150 миллионов рублей, - рассказала Ольга Пилипенко. - Большая часть будет направлена на научную деятельность и увеличение количества публикаций. Этот показатель является одним из самых важных и сложных для вузов, участвующих в программе объединения.

    В ОГУ составили список авторитетных научных журналов. В Сети много изданий, за плату публикующих даже нелепые исследования. Авторы со всего мира ими пользуются, чтобы сделать имя узнаваемым или отчитаться за потраченный грант. Орловцам за публикацию в "мусорном" издании не дают ничего, но за статью в "списочном" положен солидный гонорар. Серьезные издания предъявляют и серьезные требования, в том числе к оформлению статьи, к терминологии. Не каждый в совершенстве владеет "техническим" английским, нанимать переводчика - дорого. Поэтому в ОГУ создали бюро переводов и департамент публикационной активности, который проверяет тексты на актуальность.

    - Проводим для научных сотрудников курсы академического письма и профессионального иностранного языка, - говорит Ольга Пилипенко. - Все это помогло за год увеличить объем публикационной активности в 10 раз.

    Статьи ученых - это еще и реклама вуза на международном уровне. Чем больше публикаций, тем выше авторитет. В мировом сообществе количеством сотрудников, имеющих ученые степени, никого не удивишь. В ОГУ, например, только докторов экономических наук около 30 человек. Но это не делает его ведущим вузом в данной сфере даже в пределах страны.

    Другой важной задачей было объявлено создание новой модели образования. Студент в опорном вузе получает больше возможностей. Но многое зависит от того, кого и с кем объединили. Так, в Тюмени опорный вуз создали на базе нефтегазового и архитектурно-строительного университетов, а в Воронеже архитектурно-строительный университет присоединили к техническому.

    - Это пример того, как сложна интеграция принципиально разных корпоративных культур, - считает глава Ассоциации вузов Черноземья, ректор Воронежского госуниверситета Дмитрий Ендовицкий. - Бетонщики, архитекторы и сантехники вошли в структуру к связистам, авиаконструкторам и электронщикам. Они попросту друг друга не понимают.

    Речь не о студентах. Недопонимание возникает между сотрудниками, все-таки корпоративная культура строилась десятилетиями. Вот и в Орле один вуз готовил учителей, филологов и журналистов, другой - технологов, конструкторов и приборостроителей. Теперь гуманитарии и технари в одной раскачивающейся лодке. Однако появилось и явное преимущество.

    - К выпускнику предъявляют новые требования, - уточняет Ольга Пилипенко. - Крупным корпорациям уже не нужен узкий специалист. Просят готовить интегрированных, так называемых комбиспециалистов. Они должны отлично знать основную специальность и обладать хорошими познаниями и навыками в смежных областях.

    Крупным компаниям уже не нужны узкие специалисты - они ждут "интегрированных" выпускников

    Яркая тому иллюстрация - медицина. Орловская область, как и другие регионы, в последние годы получила немало современного оборудования. Его распределили по больницам. Некоторые аппараты простаивают: не хватает специалистов, умеющих с ними обращаться. Обучить врача предпенсионного возраста, а таковых в районах большинство, непросто. И не потому, что обучение им не дается, - просто учиться не хотят. Молодые на периферию едут неохотно. Даже стимулирующие программы типа "Земского доктора", когда медику за переезд в сельскую местность выдают один миллион рублей, ситуацию кардинально не изменили. Так, на Орловщине участниками программы в 2012 году стали 17 человек, в 2013 - 16, в 2014 - 19, в 2015 году - 12. Повысить интерес к проекту удалось лишь за счет увеличения ценза.

    - В текущем году возрастная планка была повышена с 35 до 50 лет, - сообщил председатель облкомитета по здравоохранению Анатолий Крючков. - Теперь врачи в возрасте до 50 лет могут рассчитывать на выплату одного миллиона рублей при переезде в село. И люди заинтересовались.

    Ожидается, что по итогам года участниками программы станут 26 человек. Однако их молодыми не назовешь. Технологии же не стоят на месте, и даже молодежи надо стараться, чтобы не отстать. Например, для Орловского мединститута, входящего в структуру опорного вуза, планируют приобрести "робота Да Винчи". Это - электронный хирург, при работе с которым действия человека сведены к минимуму. Поэтому студентов-медиков будут обучать программированию.

    - При работе с "роботом Да Винчи" врач, по сути, выполняет функции программиста, - объясняет Ольга Пилипенко. - Он управляет процессом. Это похоже на то, как технолог программирует станок с ЧПУ. Человек задает программу и контролирует ее выполнение машиной. Врач должен обладать компетенциями программиста, а значит, он уже комбиспециалист.

    Вот так технологии будущего незаметно входят в современную жизнь. Конечно, таких приборов пока немного. Но исследования ведущих университетов мира показывают, что через 15 лет от 10 до 20 процентов "человеческих" профессий может перейти к роботам. Вот почему растет спрос на интегрированных специалистов и почему самим выпускникам выгодно осваивать смежные специальности.

    В опорном вузе будущих медиков, учителей и даже лингвистов будут обучать IT-технологиям по углубленной программе. Зачем это учителю? Хотя бы для того, чтобы не выглядеть "древним" на фоне учеников и не становиться предметом для насмешек. Дети сегодня, кажется, уже рождаются с навыками работы на компьютере. Опять же закон требует охранять их от запрещенной информации. Сеть ею наполнена. Одни только террористы-вербовщики чего стоят.

    Учитель обязан ученика оградить. Навыки работы в IT-сфере ему явно не помешают. С этой точки зрения интеграция различных корпоративных вузовских культур полезна. Однако часть образовательных процессов вряд ли найдет точки соприкосновения и сомнительно, что преподаватели "старой школы" научатся понимать друг друга и забудут про ревность. Пройдут годы, прежде чем сформируется новая, общая культура.

     

    - Любое слияние или поглощение вузов - это большой стресс для коллективов, - считает Дмитрий Ендовицкий. - Неслучайно недавно минобразования объявило о том, что тотальные слияния будут приостановлены. А для некоторых вузов, вступивших в процесс, возможно, восстановят статус-кво. Все оказалось не так очевидно и не так просто.

    К слову, участниками программы слияния предполагалось сделать еще около 50 университетов по всей стране. Опыт создания первых десяти опорных вузов обнажил трудности, влекущие расходы и немалые обиды. Ключевым является сам термин: слияние или поглощение? Обыватель разницы не заметит.

    Между тем при слиянии образуется новое юрлицо. Ему надо поменять название, реквизиты, устав и даже бланки и печати. Потребуется заново оформить лицензии на образовательную и научную деятельность. А значит, "головная боль", хождение по высоким кабинетам и дополнительные расходы. Проще провести поглощение. Но восстает человеческий фактор - кто главнее? Почему один вуз с его уникальным наследием должен исчезнуть во благо другому? И почему "приговорен" именно этот, которому отдано столько лет и сил, а не другой? Всех недовольных не уволишь, да и нужны ли такие увольнения?

    Впрочем, ректоры Черноземья сошлись во мнении о том, что для некоторых регионов программа создания опорных вузов оказалась спасением. Если бы университеты там не объединились, то не выжили бы.

    Поделиться