Академическое кавказоведение отмечает 290-летний юбилей

29 ноября в медиацентре "Российской газеты" состоялся круглый стол на тему: "290 лет академическому кавказоведению: история и современность". В его работе приняли участие: Зейнеп Дзарахова, доктор исторических наук, заместитель директора по научной работе Ингушского НИИ им.Чаха Ахриева; Муса Гулиев, доктор политических наук, академик; Петр Кузьминов - кандидат исторических наук, доцент КБГУ; Берснако Газиков, краевед-исследователь, архивист; Елена Севрюкова, автор проекта "Наши лица", директор коммуникационного агентства "Партнер плюс".

"О стене Кавказской" - так называлась работа ученого Готлиба-Зигфрида Байера, которую он представил на собрании академиков в Петербуржской Академии наук. По сути, она и открыла первую страницу в кавказоведении почти три века назад. Об этом напомнила собравшимся Зейнеп Дзарахова. Позже "научный взгляд на Кавказ бросали" М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, а также служившие в Академии наук представители разных профессий, казалось бы далеких от науки: врач И. Я. Лерх, офицер И.-Г. Гербер и даже грузинский царевич Вахушти Багратиони.

Многоликий и деятельный Кавказ волновал и волнует умы многих исследователей, историков, краеведов. Долгое время сам термин "кавказоведение" был предметом споров. Одни ограничивали его рамками этнографических исследований, указывали, как синоним "регионоведения" или "краеведения". Вторые признают его как совокупность наук (этнология, археология, источниковедение, история и др.), нацеленных на глубокое изучение северокавказского социума. Третьи считают, что это научная литература, анализирующая историю изучения народов Кавказа. А реальность такова, что сегодня на юге Российской Федерации сформирован огромный политический мир, представленный северокавказскими регионами. И живут здесь более 10 процентов россиян разных национальностей. Подчеркивая значение изучения роли Кавказа в ходе мировой истории, не говоря уже о российской, доцент КБГУ Петр Кузьминов отметил, что для него, как "истинного кавказоведа", каждый народ представляет в изучении научную ценность. На протяжении многих веков кавказская и российская цивилизация двигались в одном направлении, но при этом не были потеряны собственные культурные идентичности. Петр Кузьминов исследует переломный момент в истории народов Северного Кавказа: 50-70 годы 19 века. Это время вхождения народов Северного Кавказа в правовое административное образовательное, культурное поле России.

Участники "круглого стола", отмечая постоянный интерес исследователей и публицистов к Кавказу, разошлись во мнениях о масштабах и значимости мер государственной поддержки кавказской науки и ее представителей. Зейнеп Дзарахова напомнила, что в этом году отмечается 90-летие Ингушского научно-исследовательского института и поблагодарила власти республики за внимание и интерес к работе ученых. Академик Муса Гулиев скептично отозвался о государственном ресурсе, нацеленном на поддержку научных проектов. По его мнению, говорить о стройной, масштабной и долгосрочной госпрограмме по развитию кавказоведения не приходится. На его взгляд, наука остается уделом подвижников, которые сами находят источники финансирования для поездок и издания трудов. И пример Берснако Газикова в данном случае весьма показателен. Он не первое десятилетие занимается поиском архивных раритетов (причем, не только в пределах России) без ожидания бюджетного финансирования.

Краевед-исследователь обратил внимание на проблему, с которой сталкиваются все архивисты. На протяжении последнего века административное деление территорий Кавказа менялось неоднократно. В результате архивные материалы оказались рассредоточены. Логики в их разделении нет, поэтому большое счастье для исследователя найти искомое. Однако это же обстоятельство гарантирует и удивительные находки, в чем Берснако Газиков, обладающий удивительной интуицией и талантом архивист, убеждался не раз.

Годы, когда исследованием Кавказа в основном занимались путешественники-исследователи из России и Европы (большей частью из Германии), прошли. Однако интерес к Кавказу остался. Десятки институтов и центров по его изучению созданы в разных странах, в том числе в Норвегии, Китае и Японии. В настоящее время во Франции число подобных центров намного превосходит число аналогичных центров в России и на самом Кавказе. Академик Муса Гулиев, размышляя о роли Кавказа, его взаимоотношениях с Россией, отметил, что ровных и спокойных периодов было немного. Чаще всего они проверялись на прочность.

"Так повелось, что с кавказской войны в нашей стране по отношению к Кавказу и кавказцам выработаны или сформулированы две полярные позиции. Это позиция русских классиков, которых мы знаем, обожаем, любим, и тот же Пушкин, и Лермонтов, и Толстой. Они с точки зрения философии, духовности, красоты этого края, его мудрости, показали миру Кавказ <…>. И сегодня послушайте СМИ и телевидение. Любому среднестатистическому гражданину России задайте вопрос относительно Кавказа, и мы представляем, какие будут ответы", - заметил он.

О том, как сменить рамки стереотипов, рассказала автор проекта "Наши лица", журналист Елена Севрюкова. Она представила общественно-просветительский журнал "Наши лица", посвященный истории и современности народностей кавказского региона. Это авторский взгляд на кавказоведение, запечатленный в лицах, биографиях, документах… На днях вышел 10-й, юбилейный выпуск, главной темой которого стала горная Ингушетия. В нем собраны сведения и документальные подтверждения об уникальных памятниках средневековой ингушской архитектуры. Елена Севрюкова считает: чтобы противостоять устойчивым современным мифам, писать о подлинном Кавказе, его духовных ценностях, замечательных людях нужна системная, планомерная работа. Представленное ей издание - один из первых шагов к изменению стереотипа о "лицах кавказской национальности". Интерес к журналу, а его читают не только в России, но и далеко за пределами (есть адресная рассылка), показывает, насколько актуален и востребован сегодня публицистический взгляд на кавказоведение. "Кавказская тема неисчерпаема, поэтому - продолжение следует!" - резюмировала автор "Наших лиц".