- Мой дед погиб в лагере, а отец - на войне, - сказала Наталия Дмитриевна Солженицына, отвечая на вопрос корреспондента "РГ" о том, что значит для нее этот памятник. - Могилы обоих безвестны. Мне некуда прийти и поклониться им, положить цветы на могильный холм. И таких людей, как я, много. Теперь у нас будет возможность прийти и поклониться этому памятнику.
По мнению Наталии Солженицыной, памятник ставится вовремя.
- Владимир Петрович Лукин говорит, что мы воплощаем опоздавшую идею. И действительно, в нашей истории были моменты, когда общественное мнение по этой теме было консолидировано. Сейчас - нет, общество не едино во взглядах на политические репрессии, - отметила она. - Кому-то кажется, "то ли было, то ли не было", кто-то подчеркивает, что часть репрессированных в самом деле была виновата. К этому примешивается нервическая "протестная любовь" к Сталину. И я очень надеюсь, что в такое время памятник как раз сыграет большую роль в нашем примирении. Но это примирение невозможно на основе забвения.
"Знать, не забыть, осудить и простить" - такова сегодня, по мнению Наталии Солженицыной, "формула" честного гражданского примирения и настоящей консолидации. А возведение памятника жертвам политических репрессий как раз может стать отправной точкой для такого примирения.
- В раздрае жить дальше уже нельзя: XXI век не обещает быть спокойным, - сказала Наталия Солженицына.
Сергей Караганов, разрабатывающий концепцию государственной программы по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, уверен, что необходимую сумму удастся собрать, и пожертвований будет даже больше, и на эти деньги удастся поставить памятные знаки в регионах.
Работа над памятником идет полным ходом. Его автор, скульптор Георгий Франгулян показал журналистам целый слайд-фильм о творческом процессе его создания.
- Сейчас как раз я заканчиваю работу в глине, - поделился он с журналистами. - Мы используем зеленоватую "пулковскую глину", лучшую в стране, пластичную и легко форматирующуюся. Каждый дециметр вылеплен вот этими руками.
Работа с глиной, по словам скульптора, закончится к Новому году. Но уже сейчас часть скульптурной лепки отливается в бронзу. Далее последует очень сложная работа "нанизать каркас и все собрать". В апреле планируется начать строительные работы.
- Собрать вместе 500 кусков и сварить в бронзе два километра монумента без единого шва, задача не из самых легких, - признается скульптор.
С ним постоянно работают 20 человек, включая сварщиков и литейщиков, иногда количество членов творческой команды вырастает до 25 человек. " Можно сказать, что литье у нас тоже авторское, - уточняет Георгий Франгулян.
Он предупреждает будущих зрителей о "необычности памятника".
- Не ждите и не ищите в нем портретных ассоциаций, - поясняет он. - Здесь главное состояние формы, которым мы хотим передать состояние ужаса, кошмара, слез, льющихся потоком.
В конце концов к образу добавится цвет - зеленый, черный, ржавый - и памятник превратится в подобие живописного полотна.
Инициаторы и создатели убеждены, что это будет памятник, которым мы сможем гордиться. И по внешнему виду судя, и по внутреннему смыслу.
Наталия Солженицына, председатель Фонда Александра Солженицына:
- Александр Исаевич очень радовался, когда Эрнст Неизвестный поставил в Магадане свою "Маску скорби". И очень жалел, когда Эрнсту Неизвестному вроде как отказали ставить памятник в центре страны. Они с Неизвестным были знакомы, друг друга уважали и высоко ценили. И Солженицын считал, что Эрнст Неизвестный как раз мог бы воздвигнуть такой памятник. Но сейчас есть уже и более молодые скульпторы, которые как раз и осуществляют проект.
Сам же Солженицын поставил жертвам политических репрессий свой нерукотворный памятник - "Архипелаг ГУЛАГ". Этот памятник будет стоять долго и значить не меньше, чем бронзовый на Садовом кольце.
Люди, прочитавшие "Архипелаг ГУЛАГ", рассказывали: пот, кровь, ужас, смерть, а закрываешь книгу и чувствуешь силу и свет.