На Среднем Урале создадут 18 сельскохозяйственных кооперативов

Свердловское министерство АПК и продовольствия получило задание от федерального минсельхоза: за остаток 2016-го - 2017 год создать в регионе плюсом к уже имеющимся еще 18 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК): девять снабженческо-сбытовых, три перерабатывающих и шесть обслуживающих.

Производителей подобная ситуация должна только радовать: разве плохо иметь дополнительную базу, куда можно либо сдать излишки овощей, молока и получить гарантированную выручку, либо обратиться за помощью в получении техники, посевного материала или бухгалтерских услуг. Проблема в том, что днем с огнем не сыскать таких, в хорошем смысле, фанатиков, которые взвалили бы на свои плечи организацию кооперативов. Поэтому на Среднем Урале СПоКов немного: по спискам - 46, а отчеты сдают 42.

- Север области вообще остается неохваченным: в Байкаловском и Туринском районах нет ни одного кооператива. В Верхотурском по бумагам числятся два, но на деле мы не видим работы, - поясняет Александра Маланичева, начальник отдела развития фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан и потребкооперации регионального министерства.

В лидерах Богдановичский район, где семь СПоКов, Артинский (шесть), Талицкий, Ирбитский и Каменский - по пять. Но это капля в море, если сравнивать, скажем, с Липецкой областью, где на начало 2016 года был зарегистрирован 761 сельскохозяйственный потребительский кооператив, а число хозяйств-участников перевалило за 28 тысяч.

С другой стороны, уровень организации некоторых объединений в Свердловской области столь высок, что впору позавидовать всей стране: в этом году первое место в номинации "Лучший сельскохозяйственный потребительский кооператив России" заняло именно уральское предприятие из села Косулино Белоярского района. Оно работает шестой год и занимается переработкой масличных культур и молока.

Неделю назад на Среднем Урале, в Сухоложском районе, открылся еще один СПоК. Его особенность и отличие от многих других в том, что к делу здесь подошли комплексно. Власти это радует, самих кооператоров - пугает. Ведь, потянув за одну ниточку, вытаскиваешь целый клубок проблем. И тогда овощебаза разрастается в многопрофильное, раскинувшееся на территории нескольких муниципалитетов предприятие, каждое направление работы которого требует особых компетенций и оборудования.

- Одна из причин, почему решили объединиться в кооператив, в том, что магазины отказываются работать с сельхозпредприятиями, каждое из которых может предложить лишь один-два вида продукции, - рассказывает председатель СПоК Александр Попков. - Реализаторам выгоднее заключить один контракт, по которому они получат всю линейку продуктов: овощи, грибы, ягоды, мясо… Поэтому пришлось подключить к совместному проекту разноплановых производителей. Сейчас их одиннадцать, еще примерно столько же новых заявок о вступлении в кооператив.

По той же причине уже на этапе открытия пришлось создать два дочерних предприятия: салатный цех, перерабатывающий некондиционные овощи, и фирму в Нягани, которая специализируется на дикоросах. В основном же СПоК пока специализируется на хранении и продаже "борщевого набора": картофеля, моркови, свеклы, капусты, репы, черной и зеленой редьки. Практически все оборудование для сортировки корнеплодов, их мытья и фасовки удалось купить на 10-миллионный грант. И, между прочим, произведено оно не где-нибудь за кордоном, а в Екатеринбурге. Получается, субсидируя аграрную отрасль, власти косвенно поддерживают и уральских машиностроителей.

К слову, за два последних года подобную господдержку (не говоря о субсидиях на молоко, техническую модернизацию, возмещение части затрат на выплату процентов по кредитам) получили восемь сельскохозяйственных производственных кооперативов Среднего Урала. И если в 2015 году восемь миллионов рублей поделили между собой четыре предприятия, то нынче четыре же СПоКа должны освоить уже 28 миллионов, из которых десять выделил регион, остальное - федеральный бюджет.

- Опыт Сухого Лога показывает, что в нашем уральском климате можно не только успешно выращивать овощи, но и профессионально готовить их к реализации, а значит, дорого продавать, - комментирует Сергей Шарапов, и.о. министра агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области. - У членов кооператива картофель закупают по 10 рублей, а в магазины он поступает по 22 рубля. Разница расходуется на подготовку к посевной и приобретение качественных, правильно сохраненных семян.

Магазины отказываются работать с сельхозпредприятиями, каждое из которых может предложить лишь один-два вида продукции, им выгоднее заключить контракт, по которому они получат всю линейку товаров

Хранилище заполнено картошкой до потолка, каждый день отсюда уходит фура с продуктами в город, сортировочная линия работает почти без остановки. Работа монотонная, поэтому не самая легкая: все время на ногах, в прохладном помещении, глаза сортировщиц напряжены, высматривая изъяны в каждом клубне. А ведь это только начало. Три холодильника, по 500 тонн каждый, две морозильные камеры по 250 тонн и склад на три тысячи тонн овощей - лишь треть задуманного комплекса. Через пару лет здесь появится база для фасовки рыбы и мяса, к 2020 году - теплица для выращивания зелени и хранилище для фруктов.

Все это нужно опять же для того, чтобы соответствовать требованиям ретейлеров и не упустить собственную выгоду. Допустим, наладили доставку с севера белых грибов и подосиновиков, а магазины хотят большего разнообразия. Пришлось организовать несколько площадок по круглогодичному выращиванию вешенок и шампиньонов. Направление, безусловно, очень интересное и перспективное, ведь если с одного квадратного метра сельхозугодий за год можно получить от пяти до десяти килограммов овощей, то стрелка весов, на чаше которых лежит годовой урожай грибов с такой же площади, зашкалит за 80-100 килограммов. При этом цена вешенки гораздо выше, чем овощей. В то же время сотрудники фирмы в Нягани после окончания сезона сбора дикоросов сидят-скучают. А ведь можно заняться ловлей рыбы - тем более что Свердловская область не обеспечивает себя этим важнейшим продуктом.

- Решишь одну проблему - вырастает новая. В итоге приходишь к выводу, что кооператив должен заниматься буквально всем, - рассуждает Александр Попков. - Так, чтобы контролировать ценовую политику, не работать себе в убыток, нужно иметь собственные фермерские магазины. Вот и пришлось заниматься разработкой этого проекта. Чтобы наиболее эффективно использовать выбракованные овощи, провели на одной из наших ферм эксперимент: одно стадо коров кормили как обычно, в рацион другого ввели резаный картофель. В результате за месяц надои на одну "подопытную" корову увеличились на 450 граммов.

Отрадно, что со своей картошкой в кооператив могут приехать и частники: по закону до 30 процентов продукции разрешено закупать на стороне, не у членов СПоК. Другое дело, что для крестьян это не особенно выгодно. В первую очередь потому, что очень высоки требования к качеству продукции: скажем, корнеплоды должны быть не просто гладкими и примерно одного размера, а желательно определенного сорта и произведенными со строгим соблюдением технологии. Члены кооператива при поставке таких овощей семена получают бесплатно.