Почти весь бюджет Свердловской области пойдет на госпрограммы

Одна из главных задач депутатов всех уровней - рассмотрение и принятие бюджетов. От того, как будут распределены средства, напрямую зависит вектор развития территории в следующем году. О том, как проходит верстка регионального бюджета, рассказал первый заместитель председателя Законодательного собрания Свердловской области Виктор Шептий.

Каковы особенности бюджетного процесса в этом году?

Виктор Шептий: Депутатский корпус совсем недавно обновился, прошел испытание избирательной кампанией. Ведь выборы - это встречи с людьми, с коллективами, на которых кандидаты не столько рассказывают о себе, сколько отвечают на острые вопросы и получают наказы избирателей. Очень много вопросов и наказов было связано со строительством и реконструкцией социальных объектов, детсадов и школ, дорог. В 2016 году у нас в области в полтора раза увеличилось финансирование дорожной деятельности, построены все детские сады, которые планировалось возвести, начала действовать программа реконструкции школ. И мы обещали людям, что в дальнейшем эти расходы как минимум не сократятся. Поэтому сейчас нам порой приходится корректировать предложенные минфином цифры, отстаивать свою позицию.

Тем не менее расходы уменьшатся с 205 миллиардов в этом году до 193-х в следующем. С чем это связано?

Виктор Шептий: Во многом с изменениями Бюджетного кодекса. Так, перераспределен налог на прибыль (дополнительно один процент будет уходить в федеральный бюджет), а это один из основных источников дохода субъекта. Снижены отчисления от акцизов на топливо, от системы "Платон". Все это отражается на областном бюджете: его доходная часть тоже уменьшится - со 191 миллиарда до 185-ти. Да, мы понимаем, что по итогам исполнения бюджета в течение года будут вноситься изменения, как правило, в сторону увеличения. Тем не менее стартовые позиции непростые.

Нам необходимо выполнять условия федерального центра: дефицит бюджета - не более 10 процентов, предельный размер госдолга - не более половины собственных доходов. Эти параметры жестко контролируются, санкции могут быть серьезными. Сегодня на обслуживание госдолга области уходит около шести миллиардов рублей. Но у нас большинство кредитов - бюджетные, под 0,1 процента годовых. Если же придется брать коммерческие, на их обслуживание уйдет значительно больше денег.

И при этом мы должны выполнять указы президента, кроме того на коэффициент инфляции (четыре процента) запланирована индексация всех социальных выплат и даже заработных плат работников бюджетной сферы - впервые за четыре последних года. Бюджет области остается социально направленным.

Виктор Анатольевич, много лет подряд мы с гордостью говорим, что бюджет у нас социальный. А вот многие ученые экономисты ставят вопрос по-другому: они считают, что в нашем регионе слишком малы расходы на поддержку национальной экономики и это не позволяет говорить о развитии. Что об этом думают депутаты и меняется ли как-то ситуация?

Виктор Шептий: Бюджет социальный, потому что более 70 процентов средств идет на такие направления, как здравоохранение, образование, физкультура, спорт, социальная политика. Собственно говоря, для этого и создается государство: чтобы лечить, учить и защищать. Государственные инвестиции в экономику тоже были и останутся - но только тогда, когда будут решены те вопросы, о которых я сказал выше.

Мы обсуждали эту тему неоднократно, в том числе на встречах с представителями бизнес-объединений. Предприниматели, работающие в реальном секторе, обращают внимание властей на то, что они исправно платят налоги. И они справедливо задают вопрос: куда идут их деньги? Кстати, обычные люди тоже все чаще его задают. И косо смотрят на тех, кто налоги не платит. В обществе меняется отношение к государственным деньгам. Люди начинают понимать, что налоги - это наши деньги, которые мы с вами даем государству на осуществление его полномочий.

Так вот, что касается национальной экономики: нужно смотреть структуру расходов. Дорожное строительство - это экономика? Наверное, да. А сельское хозяйство? У нас валовый объем производства сельхозпродукции в текущем году - 70 миллиардов рублей. И семь миллиардов составляет объем господдержки АПК.

Кроме того, в законе о промышленной политике мы предусмотрели создание областного фонда технологического развития промышленности, в конце ноября он создан. Сто миллионов рублей - сумма, которая уже заложена на следующий год в бюджете. Но после обсуждения с бизнесом губернатор выразил твердое намерение увеличить ее до трехсот миллионов. Важно, что отбор инвестпроектов, которые получат поддержку, будет вестись под серьезным общественным контролем: эти деньги должны идти только на прорывные проекты, на создание новых наукоемких производств.

В обществе меняется отношение к бюджету. Люди начинают понимать, что налоги - это наши деньги, которые мы с вами даем государству на осуществление его полномочий

Плюс мы приняли закон о специальных инвестиционных контрактах. Уже 17 предприятий претендуют на их подписание. Это тоже мера государственной поддержки, но в чистом виде вы такую статью расходов в бюджете не увидите, потому что она подразумевает освобождение от налогов на имущество и прибыль. По идее, это выпадающие доходы, но мы исходили из того, что сегодня этих производств нет. Они появятся, если будут созданы благоприятные условия, и принесут другие налоги, новые рабочие места, увеличат валовый региональный продукт. Так что для поддержки экономики у нас делается многое: больше, чем в предыдущие годы.

Возвращение к трехлетнему бюджету говорит о том, что забрезжила стабильность, или о том, что необходимо видеть перспективу, чтобы правильно планировать расходы?

Виктор Шептий: Все 29 государственных программ, по которым расходуются 98 процентов средств облбюджета, являются долгосрочными - до 2020-го, до 2024 годов. Стратегия развития Свердловской области утверждена законом до 2030 года. Это не декларации, а база, на которую нанизывается трехлетнее бюджетное планирование. И если два года у нас были однолетние антикризисные бюджеты, то сейчас мы исходим из того, что те сложности, которые влияют на нашу экономику, за год и даже за два не пройдут. В этом режиме придется жить и планировать уже на долгий срок.

Программно-целевой метод активно внедряется и на федеральном, и на региональном уровнях. Это говорит об одном: уменьшается свобода в распределении средств на уровне муниципалитетов. То есть деньги, которые поступают в муниципалитет, "меченые", они не могут быть израсходованы нецелевым образом. На современном этапе это наиболее прогрессивный способ распределения трат.

Уже второй год проводятся общественные слушания по бюджету с предпринимателями в формате деловой игры. Нет ощущения, что это действительно лишь игра, на бюджетный процесс она вряд ли повлияет?

Виктор Шептий: Есть примеры, когда обсуждение на подобных площадках приводит к принятию конкретных решений. Наверно, ставилась и вторая задача - повышение финансовой и правовой грамотности бизнеса. Если людям помогут узнать путь, по которому им предстоит идти, это хорошо.

Что касается публичных слушаний, в Свердловской области их проводили задолго до появления этой нормы в Бюджетном кодексе. У нас согласительная комиссия очень представительна и действительно позволяет не поиграть, а принять реальное участие в формировании бюджета. При обсуждении равные возможности донести свое мнение предоставляются всем.

А в целом работает ли механизм обратной связи - с тем же бизнесом? Насколько активно он участвует, например, в проведении оценки регулирующего воздействия (ОРВ)?

Виктор Шептий: Процедура ОРВ уже отлажена: без оценки регулирующего воздействия многие законы просто не рассматриваются. Но все же иногда складывается впечатление, что в ней участвует один и тот же круг экспертов, который больше нацелен на решение вопросов собственного бизнеса, а отнюдь не отраслей либо территорий. Хотелось бы расширить этот круг.

А как сказалось на работе создание депутатской вертикали?

Виктор Шептий: Однозначно положительно. Новые депутаты Государственной думы прошли горнило выборов по одномандатным округам, предварительное голосование. Они действительно погружены в проблемы территорий, от которых избирались, и региона в целом. И мы стремимся ресурс уральской группы в Госдуме использовать по максимуму. В течение той недели, которую они проводят в регионах, мы обязательно организуем встречу с фракцией "Единой России" в региональном парламенте для обсуждения актуальных тем. На прошлой неделе мы как раз обсуждали бюджет в разрезе тех вопросов, о которых я уже упомянул: расщепление налогов в сторону федерального бюджета, недостаток средств на дорожные фонды и т.д.

А вниз вертикаль продолжается?

Виктор Шептий: Традиционно: у нас депутатский совет создан еще девять лет назад. В него входят и депутаты местного уровня, поэтому все проблемы, которые актуальны для муниципалов, мы на нашей площадке всегда обсуждаем.

Сегодня, в день рождения партии, мы завершим декаду приемов граждан, в которой участвовали депутаты-единоросы всех уровней, подведем итоги и расскажем, сколько обращений поступило, как решаются обозначенные в них проблемы. Граждане видят: те, кого они избирали, действительно стараются выполнить свои обещания.