Новости

30.11.2016 13:52
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Больше ходишь - дальше будешь

В Екатеринбурге вводят новую транспортную модель
Столица Среднего Урала стала первым городом России, где разработали новую схему маршрутной сети наземного общественного транспорта. При тех же финансовых затратах она способна обслуживать большее количество пассажиров.
 Фото: Татьяна Андреева/РГ Возможности дорожной сети  исчерпаны: как минимум четверть суток город стоит в пробках. Фото: Татьяна Андреева/РГ
Возможности дорожной сети исчерпаны: как минимум четверть суток город стоит в пробках. Фото: Татьяна Андреева/РГ

К столь серьезному шагу власти подтолкнула постоянно усугубляющаяся ситуация с екатеринбургскими пробками. По данным мэрии, за последние 15 лет пассажиропоток в трамваях и троллейбусах сократился в три раза. В той же пропорции увеличилось число личных автомобилей. Возможности существующей дорожной сети давно исчерпаны, по-простому это означает, что как минимум четверть суток город стоит в пробках.

Долгое время транспортная политика Екатеринбурга ориентировалась на развитие инфраструктуры: обновление подвижного состава общественного транспорта, обустройство остановок, введение дополнительных маршрутов в новые районы. В итоге перевозчикам приходится работать в условиях жесткой конкуренции за каждого пассажира.

- Сегодня по улице 8 Марта только автобусных - порядка 12 маршрутов. Это создает проблемы при посадке и высадке пассажиров на остановках. А если взять в расчет трамвай и метро, которые идут по этой же оси, то видно, что маршрутная сеть избыточна, - говорит замглавы администрации Екатеринбурга по благоустройству, транспорту и экологии Евгений Липович.

Общая протяженность екатеринбургской трамвайной сети составляет 76 километров. Но, если посчитать длину существующих 30 маршрутов, получится уже 435 километров. То есть на один километр пути приходится пять с половиной километров маршрутов. Это значит, что вероятность дождаться именно своего трамвая в пять с половиной раз меньше.

Специалисты говорят, что идеальной альтернативой городской маршрутной сети является схема московского метро: длина системы - 334 километра - в точности совпадает с общей протяженностью 12 маршрутов. При этом из любой части города в любой уголок столицы можно попасть, сделав несколько пересадок.

В конце прошлого года МУП "Екатеринбургское трамвайно-троллейбусное управление" (ЕТТУ) провело конкурс на разработку новой схемы общественного транспорта. Заказ выиграла некоммерческая организация Фонд содействия развитию городов, который прославился активным продвижением идеи превращения Екатеринбурга в велосипедную столицу. После детального обсуждения с привлечением городской администрации, зарубежных консультантов, аналитиков, руководства ЕТТУ и других пассажироперевозчиков было решено, что трансформация сети будет единовременной и всеобщей. Вдруг с одной прекрасной летней субботы 2017 года (выбрано время, когда будет минимальный пассажиропоток) все трамваи, троллейбусы и автобусы города начнут ходить по-новому. Главная задача - уйти от дублирования маршрутов: уменьшить их количество, но увеличить частоту движения машин, а также связать воедино все виды транспорта. В итоге число существующих в Екатеринбурге маршрутов должно уменьшиться больше чем наполовину - со 129 до 58. Количество трамвайных маршрутов сократится с 30 до 9, троллейбусных - с 19 до 10, автобусных - с 80 до 39. При этом число троллейбусов и трамваев (250 и 459) сохранится, но частота их движения сократится с 15-20 минут до 5-7.

- Наша задача - убедить горожан, что можно ездить быстрее с пересадками, - делится мнением один из приглашенных консультантов Джарретт Уокер. У эксперта за плечами 24-летний опыт работы над проектами в сфере общественного транспорта более чем в 100 городах Северной Америки, Канады, Австралии и Новой Зеландии. - В любом случае после трансформации система не будет работать хуже, чем сейчас. Суть в равномерном распределении подвижного состава, в соблюдении интервалов движения: даже если пробки никуда не денутся, транспорт должен приходить на остановку каждые пять-семь минут. Когда же появятся линии с высокой частотой движения, это создаст условия для привлечения других инструментов борьбы с пробками: выделенные полосы для общественного транспорта, приоритет на светофорах.

Параллельно городские власти разрабатывают новую систему оплаты проезда. Тарифная политика должна быть такой, чтобы, оплатив один раз, например, полтора часа перемещения на любом виде общественного транспорта, пассажир мог сделать сколько угодно пересадок. Для этого наземный транспорт уже оснащен валидаторами, метро может перейти на такие же устройства в течение полугода. Не исключено, что будет работать и система проездных билетов.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область Екатеринбург