После провала программы капремонта в 2015 году (вместо 1000 запланированных объектов отремонтировали 134) прокурор Свердловской области дал указание проверить все уже сданные дома и те, где работы завершаются, на нецелевое использование средств и соответствие проектно-сметной документации.
Напомним, среднеуральские муниципалитеты не сумели правильно оценить стоимость ремонта каждой конкретной многоэтажки. Были случаи, когда в одном населенном пункте смета капремонта типового здания в три этажа и два подъезда укладывалась в 213 тысяч рублей, в другом - в двенадцать миллионов. Поэтому для определения списка необходимых работ понадобилось привлекать сторонние организации. Затем последовали слишком поздние - с июня по сентябрь - конкурсы на выбор подрядчиков, которые тоже оказались не на высоте. Многие нахватали заказов, но в намеченное время не смогли сдать ни один дом.
Ко всему прочему выяснилось: контракты подряда составлены таким образом, что не могут быть расторгнуты в одностороннем порядке - по инициативе заказчика, фонда капремонта, который убедился в недобросовестности исполнителей. В итоге нынешнему куратору программы - министерству энергетики и ЖКХ Свердловской области - пришлось сильно постараться, чтобы исправить все ошибки.
- В 2016 году полностью изменили конкурсные процедуры: повысили требования к квалификации подрядчика: запрашиваем документы, подтверждающие наличие техники и постоянно работающих специалистов (нужны копии трудовых книжек), - уточняет Николай Смирнов, глава регионального ведомства. - Жестко прописали возможность расторжения контрактов, штрафные санкции за нарушение сроков и графиков, ввели штрафные баллы для тех организаций, что показали свою ненадежность в прошлом году. При максимальных 85-89 баллах, которые может получить участник конкурса, минус десять - это существенное отставание.
Кроме того, были усилены требования к строительному контролю - теперь ежедневные отчеты по каждому дому должны содержать приложенные фотоматериалы, чтобы не было соблазна подписать документ, не выезжая на объект.
Согласно плану до конца года будет приведено в порядок 2450 домов: из них 830 - это "долг" прошлого года и около 1600 включены в программу на 2016-й. Как сообщают в региональном минэнерго, работа идет в соответствии с графиком: на конец сентября 600 домов отремонтированы полностью, почти 300 - в стадии приемки, готовность оставшихся - более 80%.
Боязнь повторить прошлые ошибки заставила власти начать подготовку проектно-сметной документации на 2017 год заранее. Это позволит в перспективе добиться проведения ремонтов круглый год. При этом подрядчики уйдут от практики найма персонала только на летний период и смогут сформировать постоянный штат. Освещение, замену лифтов и внутренних коммуникаций можно проводить и зимой. А иногда и кровлю удобнее восстанавливать в холода, потому что в межсезонье идут дожди. Когда температура в помещениях поднимается до плюс 18 градусов, можно менять и систему отопления. На лето остаются лишь фундамент, цоколь и фасад.
Кстати, комплексный характер отличительная черта именно свердловских капремонтов. Если в среднем по России в одном доме проводится два-три вида работ, то на Среднем Урале - шесть-семь. Регион занимает второе место в стране по количеству выполняемых работ (16 тысяч), уступая лишь Москве.
Но есть проблема, которая не решена до сих пор, - ремонт объектов культурного наследия, а таких в списке Свердловской области 134. Стоимость работ в таких зданиях в 7-10 раз выше, чем в обычных. Если их ремонтировать по общей программе, взносы для собственников пришлось бы увеличивать в несколько раз, так как дополнительное финансирование из госбюджета не предусмотрено. Однако свердловские власти с 2017 года начинают эксперимент: "исторический" жилфонд будет ремонтироваться с участием областного бюджета.
Власти Курганской области поручили региональному фонду капремонта подготовить информацию, какие стройматериалы и в каких объемах завозятся в Зауралье, чтобы местные производители смогли рассчитать свои возможности по их замещению.
Сейчас почти все материалы для строительства и ремонта в регион привозят из соседних областей, хотя около 80% можно производить дома, например кровельное железо, сухие строительные смеси, лифтовое оборудование. Правда, некоторые местные предприятия уже выпускают продукцию, в которой могут быть заинтересованы фонд и подрядчики, да вот беда: ни те, ни другие не знают, что нужны друг другу. Например, Зауралье славится производством запорной арматуры. Ее заказывают не только нефтяники и газовики, но и жилищно-коммунальные предприятия для ремонта систем отопления и канализационных сетей в домах. А курганцы приобретают эту арматуру в другой области, причем заказы приходится ждать месяцами, что тормозит выполнение программы.
По данным регионального профильного департамента на 25 октября, в Курганской области капитально отремонтирован 171 из 327 многоквартирных домов, внесенных в краткосрочный план на этот год. В восьми из 25 муниципалитетов программа уже завершена. До конца года предстоит отремонтировать еще около 70 домов. Уже ясно, что всю работу сделать не успеют и часть, в том числе замену лифтов, придется перенести на зиму и начало будущего года.
Областные власти не скрывают, что недовольны ходом капремонта. Традиционная отговорка о нехватке финансирования тут не поможет: собираемость взносов по области составляет 89%. Однако средства собственников жилья строители освоить не могут. Дело здесь не столько в завозных стройматериалах, сколько в организации процесса фондом капремонта. Не выдержав критики, его руководитель уволился, и сейчас это место вакантно.
В Челябинской области полномочия по определению сроков проведения капремонта жилых домов передали на местный уровень: в муниципальных образованиях формируют административные комиссии, которые займутся пересмотром дат. По словам специалистов, рокировки предполагается проводить не "внутри" каждого периода программы, а между ними. Это позволит приблизить ремонт отдельных домов на 10-15 лет.
Поводом к пересмотру сроков могут стать обращения как управляющих компаний, так и собственников жилья. Механизм корректировки весьма прост: после утверждения новой даты капремонта дома на административной комиссии информация поступает на рассмотрение региональному оператору, который принимает окончательное решение по срокам, руководствуясь финансовой возможностью.
В настоящее время пересматривать дату капремонта региональный оператор готов на условиях взаимозаменяемости: если один дом переходит на более ранний срок, другой - на более поздний. Такие рокировки помогут сохранить финансовую устойчивость регоператора, которому не придется варьировать объем денежных траншей в муниципалитеты. Однако, учитывая, что вряд ли собственники домов согласятся отложить ремонт на годы, а то и десятки лет, схема такого переноса сроков выглядит рабочей только на бумаге.
По словам директора регионального фонда капремонта Вадима Борисова, в плане работ на 2017 год постарались по максимуму учесть все предложения территорий: должно произойти что-то экстраординарное, чтобы вдруг потребовался срочный ремонт дома, который по программе значится "в хвосте".
Отметим, до конца 2016-го регоператор проведет 2824 вида работ, что в десять раз больше прошлогодних показателей. На следующий год на Южном Урале запланирован рекордно высокий объем капремонта жилья: надо выполнить 7357 видов работ на сумму свыше пяти миллиардов рублей.
Средняя собираемость за весь период сбора средств на капремонт составляет 73,3%. Программа предусматривает поэтапный рост тарифа: если в 2016 году жители региона платят за каждый квадратный метр помещения 6,4 рубля, то в следующем году плата составит семь рублей.
Наибольший объем собранных на капремонт домов средств размещается в "общем котле" регоператора, куда поступают деньги с 18 тысяч многоэтажек Челябинской области, спецсчета управляющих компаний созданы всего для 1005 домов, спецсчета регоператора - для 455.