Взять хотя бы то обстоятельство, что доля высокотехнологичных товаров в структуре экспорта Свердловской области составляет всего 4,2 процента. Для сравнения, в Калужской и Томской областях данный показатель достигает 70 процентов, в Татарстане - 60, в Пермском крае - 55 процентов. Эти регионы упрочивают свой индустриальный статус. Доля обрабатывающих отраслей в структуре их экономик возрастает, а масштабная модернизация позволяет говорить о новой индустриализации.
В нашей области динамика иная, гораздо менее вдохновляющая. Снижение доли обрабатывающих производств в структуре ВРП за последние семь лет составило восемь пунктов. В чем же дело? Наши нормативные акты предусматривают примерно такой же пакет мер поддержки промышленности, как и в преуспевающих регионах. Но тем не менее в число лидеров нас это не вывело, что еще раз подтверждает тезис: дело не столько в наличии инструментов поддержки, сколько в объемах денежных вливаний в экономику и эффективности их использования.
Бюджеты развития новых индустриальных регионов как минимум в полтора раза выше, чем тех, где, как и в Свердловской области, доля промышленности в структуре экономики снижается. Зависимость однозначная. Именно существенный объем материальных вложений со стороны региональных властей и приводит к совпадению динамики экономического и инновационного развития и возникновению так называемого положительного резонансного отклика экономической системы на меры поддержки. Я убеждена, что иные факторы здесь не играют роли.
Отдача от расходов бюджета отчетливо видна по динамике ВРП и индексу промышленного производства. В преуспевающих регионах бюджет развития составляет от 2,5 до 4 процентов ВРП. В Свердловской области он едва превышает один процент. Это очень мало. За последние три года расходы регионального бюджета по статье "Национальная экономика" значительно сократились. Если посмотреть на структуру финансирования госпрограмм, то окажется, что на поддержку промышленности в области сегодня направляется менее 0,5 процента от общего объема финансирования. Таким образом, я считаю, что сегодняшнего уровня расходов бюджета недостаточно для обеспечения стабильного развития экономики региона. Он должен быть выше как минимум в 2,2 раза.
В этом свете следует рассматривать как позитивный шаг совместное решение органов власти и бизнеса по созданию фонда развития промышленности Свердловской области. Но вместе с тем необходим детальный анализ всех существующих мер поддержки региональной экономики и промышленности. Нужно оценить их эффективность и только после этого принимать решение о том, стоит ли продолжать их реализацию при условии взаимной ответственности власти и бизнеса.