По словам предпринимателей, обслуживающих автобусы, стенды для слабовидящих обязывает устанавливать федеральное законодательство, а именно ФЗ-419, который внес поправки в "Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта": с 1 июля 2016 года правила перевозки, а также вся остальная информация, необходимая инвалидам наравне с обычными пассажирами, должна доводиться до них в доступной форме. Это могут быть звуковые и зрительные сигналы, надписи, выполненные рельефно-точечным шрифтом, текстофоны для связи с экстренными службами и т.п. Каждая табличка на языке Брайля обошлась примерно в 2,5 тысячи рублей.
Интересно, что к инициативе частников отнеслись скептически и эксперты, и те, кому это новшество адресовано. Во-первых, с шрифтом Брайля знакомы всего 10-20% незрячих, остальные 80 - это те, кто не учился в специализированной школе. Во-вторых, кому нужен указатель с номером маршрута рядом с креслом кондуктора? Логичнее прикрепить его на внутренней стороне входных дверей.
- Тогда, ступив на подножку, слепой может проверить, куда следует автобус. А вот прочую информацию лучше кратко изложить на табло и прикрепить возле "мест для пассажиров с детьми и инвалидов", чтобы оставалась возможность читать текст двумя руками, - поясняет Сергей Ваньшин, гендиректор Института профреабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых.
По мнению вице-президента фонда "Город без барьеров" Сергея Чистого, инициатива екатеринбургских предпринимателей понятна, но они немного перестарались из-за незнания и отсутствия грамотных консультантов.
- Закон - это не инструкция и не методические указания. Там фиксируется общий принцип: информацию надо дублировать. Как? Варианты могут быть разные: звук и текст, текст простой и текст рельефный. В первую очередь необходимо обозначать таким способом кнопки открывания дверей (или "стоп" для сигнала водителю), вызов помощи на оборудованном месте, номер маршрута. Остальная информация подается для слепых голосом. Все остальное - просто на усмотрение хозяина автобуса. В Екатеринбурге в общественном транспорте везде ездят кондукторы, они могут объявлять остановки. Эта мера ничего не стоит, - подчеркивает эксперт.
По его мнению, чтобы разработать перечень комплексных компенсационных мероприятий в муниципалитете, нужен всего один компетентный специалист и несколько подготовленных инвалидов-экспертов, которые могут выражать консолидированное мнение разных сообществ. Последнее принципиально: видов инвалидности много, и каждый "тянет одеяло на себя". Под компенсационными мероприятиями понимается не просто установка табличек, а развитие социального такси, социальное сопровождение, замена Брайля звуковыми системами. Эти мероприятия должны быть едиными на территории всего города.
По словам президента ассоциации сервиса пассажиров Александра Авдеева, важно создать условия для оказания ситуационной помощи различным группам инвалидов, системно информировать таких пассажиров о доступности услуг в транспорте, о наземной инфраструктуре, пешеходных путях к автобусным остановкам.
Между тем
В Екатеринбургском медколледже установили первую тактильно-звуковую карту города. Достаточно провести пальцем по поверхности- и из динамика прозвучат названия объектов, улиц и краткая информация о них. Вскоре аналогичное оборудование установят в аэропорту Кольцово. Инициатор идеи - социальное движение "Белая трость".