Местом условного происшествия стал нулевой километр трассы М-10 - граница Российской Федерации - Гомель - Кобрин. По легенде, в сложных условиях водитель бензовоза не справился с управлением. На обледенелой дороге произошло столкновение с участием автоцистерны и нескольких легковушек. Пять человек погибли сразу. Еще одному нужна экстренная медпомощь. Ситуацию усугубляет автомобильный затор, растянувшийся на три километра.
Почти одновременно сообщения поступили спасателям Брянской и Гомельской областей. С мигалками и сиренами к границе помчались автомобили МЧС. К моменту их прибытия из поврежденной цистерны вылились сотни литров топлива - в любую секунду может начаться пожар. Поэтому, развернув рукава, спасатели в первую очередь делают пенную подушку. Кубометры жидкости, внешне похожей на сугроб, накрывают место пролива. Риск устранен - безопасность дальнейших спасательных работ обеспечена.
Извлекать тела погибших из покореженных автомобилей приходится с помощью специнструмента. В двух легковушках срезают крыши. Тем временем врачи российской службы медицины катастроф вместе с белорусскими коллегами пытаются спасти раненого. В ход идет дефибриллятор. Звучит команда: "Разряд!" - мужчину на носилках, который артистично изображает пострадавшего, подбрасывает невидимая сила...
Большинство из нас видели подобное только в кино. Да и учения такого масштаба спасатели Брянской и Гомельской областей проводили впервые. Однако все когда-нибудь случается в первый раз. Особенно в такой непредсказуемой сфере, как ликвидация ЧП.
Начальник главного управления МЧС России по Брянской области Вадим Уваркин рассказал о повседневном сотрудничестве с коллегами:
- Каждое утро оперативные дежурные наших ведомств организуют взаимодействие. Идет обмен информацией, уточняется обстановка на территории приграничья с обеих сторон. Характерные риски - это лесные, торфяные пожары и, конечно же, ДТП.
Специалисты называют уровень подготовки белорусских и российских спасателей примерно одинаковым. То же касается и оснащенности. К слову, в арсенале спасателей имеются технические новинки, поступившие на вооружение сравнительно недавно. Так, подъездные пути контролировались с помощью квадрокоптеров, оснащенных видеокамерами. Изображение в режиме реального времени транслировалось на большой экран. По сути, это авиационная разведка, проведенная посредством беспилотников.
Главную цель учений сформулировал начальник Гомельского областного управления МЧС Республики Беларусь Анатолий Долголевец:
- Ситуация смоделирована сложная, максимально приближенная к реальным условиям. И мы, и наши коллеги демонстрировали мастерство, делились опытом. Конечно, какой-то соревновательный момент в этом присутствует. Однако тут не может быть ни первых, ни вторых мест. Наша главная задача - отработка навыков взаимодействия служб.