30.11.2016 10:33

Ученые назвали настоящую причину диабета 1-го типа

Ученые из Кембриджского университета считают, что истинная причина развития диабета 1-го типа связана не с наследственностью, а с экологическими факторами и эпигенетическими изменениями. По их мнению, именно этим можно объяснить внезапное увеличение числа заболевших этим видом диабета, которое наблюдается в наши дни.

Предположение о том, что болезнь связана с экологическими факторами, возникло у медиков из-за того, что большинство новых жертв диабета 1-го типа проживает в регионах планеты с относительно неблагоприятной экологической обстановкой. Как обнаружили генетики, подобные экологические факторы могут влиять не на структуру генов, а на их белковую "обертку", управляющей их считываемостью.

Британский исследователь Дирк Пол и его коллеги проанализировали ДНК нескольких десятков однояйцевых близнецов. В паре близнецов один из них страдал диабетом 1-го типа, а второй оставался здоровым. Ученых интересовала структура генов, связанных с работой иммунной системы, и их белковой "обертки".

Выяснилось, что в самой ДНК изменений не было, а вот белковая "обертка" генов претерпевала модификации - фиксировались сотни сдвигов в ее структуре, менявшие активность многих генов.

Аналогичные результаты были получены и в ходе анализа геномов других трехсот добровольцев, которые не имели друг с другом каких-либо родственных связей.

Кроме того, изучение анализа крови младенцев, родившихся в семьях диабетиков, показало отсутствие в белковой упаковке их ДНК изменений, что может объяснить, почему многие потомки диабетиков не страдают от этой болезни, предположительно имеющей наследственный характер.

По мнению исследователей, все это говорит о том, что диабет 1-го типа является своеобразным "экологическим" заболеванием, возникающим в результате влияния природных факторов, каким-то образом меняющих структуру белковой упаковки ДНК и заставляющих иммунитет уничтожать островковые клетки в поджелудочной железе.

Справка

Сахарный диабет 1-го типа составляет 5-10 процентов всех случаев диабета. Он может развиться в любом возрасте, однако наиболее часто им заболевают люди молодого возраста - дети, подростки, взрослые люди моложе 30 лет. Заболевание характеризуется абсолютной недостаточностью инсулина, вызванной деструкцией бета-клеток поджелудочной железы.