А ближайшая цель минсельхоза - освободить на прилавках место и для наших вин. Виноградарям государство увеличило финансовую помощь, вводится реестр виноградников, создаются питомники по выращиванию российских саженцев.
А вот импортных поставщиков, наоборот, хотят ограничить, повысив пошлины на виноматериалы или даже вовсе закрыв импорт через 5-7 лет. Что из этого получится?
Александр Николаевич, некоторое время назад, на "Деловом завтраке" в "Российской газете" вы говорили, что сделаете все возможное, чтобы в магазинах появилось отличное российское вино из российского же винограда. Взамен того, что производят из импортных виноматериалов.
Александр Ткачев: Все так, в ежедневном режиме работаем над этим. Буквально две недели назад правительство утвердило положение о введении реестра виноградников, который будет содержать данные о месте их нахождения, площади, правообладателях, количестве посадок, их плотности, составе сортов и урожайности. Информация будет ежегодно обновляться по заявлениям правообладателей через портал госуслуг. Единая база позволит вести системную работу по развитию виноградарства в России, это основа для построения цивилизованного рынка.
У нас есть амбициозная, но вполне выполнимая задача - за 10 лет вывести на мировой рынок новый экспортный продукт - высококачественные российские вина. Нам по силам возродить российское виноделие, которое всегда славилось своим качеством. Кубань, Крым, Севастополь, Дон, кавказские республики - это наши старейшие винодельческие регионы, с уникальным климатом, вековыми традициями и опытом. Только в Крыму история виноградарства насчитывает 2,5 тысячи лет. Поэтому, если задуматься, у нас есть все, чтобы производить качественные, конкурентоспособные вина, которые смогут потеснить лучшие мировые образцы. При эффективном подходе в ближайшие годы эти регионы смогут стать центрами импортозамещения по виноделию.
Только представьте, в прошлом году Россия импортировала 20 млн декалитров импортных виноматериалов - это более трети от общего объема потребления в стране. Плюс к этому завезено еще 20 млн декалитров уже разлитого по бутылкам импортного вина, включая игристое.
Поэтому сегодня работаем над тем, чтобы у наших производителей появился стимул закладывать больше виноградников, развивать настоящее виноделие, и чтобы это было выгоднее, чем производство винодельческой продукции из импортного виноматериала. Речь идет и о господдержке, и возможных ограничительных мерах. К примеру, сегодня увеличена субсидия на закладку и уход за виноградниками более чем в 2 раза - до 2,4 млрд рублей.
Ограничительным инструментом может стать увеличение импортной пошлины на виноматериал или и вовсе закрытие рынка его импорта через 5-7 лет. Кроме этого, для поддержки наших производителей и потребителей мы недавно предложили указывать на бутылках не только страну происхождения вина, но и где выращен виноград для его производства. Это поможет покупателю при выборе хорошего вина и создаст равные конкурентные условия для производителей алкогольных напитков из винограда, выращенного на территории нашей страны, и тех, кто использует иностранное сырье.
И что, мы в состоянии сами произвести достаточное количество вина нужного объема, а главное, качества?
Александр Ткачев: Сомнений нет. Сегодня Россия по выпуску вин занимает только 11-е место в мире, но, как я уже сказал выше, у нас есть реальные возможности увеличить производство, в том числе создать объемы для экспорта.
Да, за последние 10 лет площадь виноградников выросла более чем на треть, до 85 тыс. га. Но для России это мало. К примеру, в Испании виноградники занимают 1 млн га, во Франции - 800 тыс. га, в Италии - 700 тыс. га.
И для того чтобы не зависеть от импорта в этом направлении, до 2020 года нужно заложить еще 50 тысяч гектаров новых виноградников. В результате мы получим 200 тыс. тонн винограда через десять лет.
Сегодня минсельхоз работает над Концепцией развития виноградарства и виноделия в России до 2025 года, в которой обозначены основные направления развития отрасли - это и специальная техника, и новые технологии, отечественные саженцы, квалифицированные кадры. Будем, например, развивать капельное орошение и выращивать защищенные от вредителей и неприхотливые от погоды саженцы.
Саженцы наши или импортные?
Александр Ткачев: Конечно, наши. В прошлом году в России произвели 3,8 млн саженцев винограда, импортировано - 1,6 млн, то есть треть от всего объема. А надо на 100 процентов обеспечить производителей собственными саженцами. Для этого, начиная со следующего года, будем увеличивать мощности наших питомников в среднем на 3,3 млн саженцев в год.
Чтобы ускорить развитие виноградарства, нужно сокращать сроки окупаемости проектов по закладке виноградников, увеличивать объемы поддержки на создание питомников по производству качественных саженцев. Предлагаем расширить поддержку виноградных питомников - увеличить в три раза ставки субсидий на закладку и уход за виноградниками.
Что касается географии размещения питомников, то, конечно, в каждом из регионов, где собирают хороший урожай винограда, а таких в России около десяти, они должны быть созданы. Уже сейчас действующая нормативная база позволяет инвестору возместить до 20 процентов затрат, понесенных при строительстве питомников.
На совещании по виноградарству и виноделию в Крыму предложили обратить внимание наших производителей, инвесторов на элитные сорта винограда, которые позволяют делать вино уже через три года после закладки, а не через шесть-семь лет. И такие сорта уже через два года дают до 70 процентов урожая. Это перспективно.
А техника, оборудование для винзаводов?
Александр Ткачев: Планируем к 2020 году обновить 70 процентов техники. Нужны новые тракторы, культиваторы, опрыскиватели.
В ближайшее время планируем совместно с минпромторгом проработать вопрос организации или локализации производства спецтехники и оборудования для виноградарства и виноделия. Также хотим включить ее в перечень субсидируемой техники.
Учитывая, что локализация производства займет определенное время, будем добиваться выделения средств на 20-процентное возмещение понесенных затрат на закупку прессового оборудования для винзаводов.
Виноделие имеет наиболее длинные сроки окупаемости. И нужны особые меры поддержки, по примеру таких стран, как ЮАР, Италия, где 20-30 лет назад такая поддержка позволила создать сильную экспортно ориентированную отрасль.
Когда на полках магазинов появятся российские вина с защищенным географическим указанием и наименованием места происхождения?
Александр Ткачев: Они уже есть. Первая лицензия на производство вина с защищенным географическим указанием выдана в этом году крымскому предприятию "Массандра". На очереди другие предприятия.
Важен такой момент: стоимость лицензии на производство вина с защищенным географическим указанием - 65 тысяч рублей, для иных производителей вин - 800 тысяч. Таким образом государство поддерживает тех, кто производит вино из собственноручно выращенного винограда. Хотя к самому механизму выдачи лицензий еще есть много вопросов, будем их решать.
Нашим винзаводам начали выдавать лицензии на вино с защищенным географическим указанием.