Такое мнение она высказывала в своем анализе ситуации вокруг планов США нанести удары по позициям сирийской армии в 2013 году после того, как Дамаск якобы пересек проведенную Вашингтоном "красную черту" и применил химическое оружие против мирного населения. Инициативу президента РФ о ликвидации химических арсеналов Сирии, которая де-факто стала мирной альтернативой планам военной интервенции США, аналитик назвала "одним из самых искусных дипломатических маневров всех времен, который спас мир от практически неизбежной катастрофы". Ниже приводится сокращенный перевод статьи, в которой Макфарленд оценивает политику США в отношении Сирии, инициативу России и делает вывод о том, что Нобелевскую премию мира следовало присудить не Бараку Обаме, а Владимиру Путину.
"Тот полный событий понедельник начался с масштабного прессинга администрации Барака Обамы, готовившей удары по Сирии: шло лоббирование членов конгресса, у главы государства была запланирована целая плеяда интервью на ведущих телеканалах, а госсекретарь Джон Керри отправился в Лондон убеждать союзников поднять в воздух свои истребители.
Керри в суете прокомментировал, что атака США будет отменена только в том случае, если Сирия передаст все свое химическое оружие международной организации. Но он добавил: "Этого не случится".
Глава МИД РФ Сергей Лавров в сущности сразу же сказал, что Москва могла бы с этим согласится, а за ним это принял и сирийский министр иностранных дел. Госдепартамент тем временем отказался от этих слов, утверждая, что Керри не то имел ввиду и вообще это был риторический ответ на гипотетический вопрос. В администрации как будто просто не могли принять ответ "да". Тогда уже бывшая госсекретарь Хиллари Клинтон, выглядя единственной взрослой в этой компании, сказала, что в этой идее есть смысл.
И это привлекло внимание команды Обамы! Президент заявил журналистам, что обсуждал эту идею с Путиным неделей раньше на саммите G-20. А вскоре он наверняка присвоит себе все лавры и будет утверждать, что русские и сирийцы капитулировали только потому, что Обама год назад провел "красную линию" и угрожал военными действиями против Сирии. И вот за 24 часа случайно брошенная фраза, за которую зацепился российский президент, превратилась сначала в предложение Керри, а затем в мирный план Обамы.
Но факт в том, что Обама, похоже, склонялся к атаке на Сирию, которой никто не хотел и которой немногие предрекали успех. Большинство считало, что это окончится катастрофой, когда либо США на годы вперед втянутся в цикличную эскалацию, которая могла перерасти в региональную войну, либо правительство Башара Асада было бы свергнуто боевиками, связанными с "Аль-Каидой".
Русские, возможно, пофлиртовали с идеей о том, чтобы дать американцам увязнуть в очередной проигрышной войне на Ближнем Востоке. Но они не хотели рисковать конфликтом, который мог бы втянуть их самих или привести к переходу контроля от правительства Асада к радикальным джихадистам-суннитам.
Путин вышел вперед и протянул Обаме руку помощи. На протяжении нескольких часов казалось, что Обама не пойдет на это. Но он пошел и, вне сомнений, будет утверждать, что это полностью его идея. А вашингтонские СМИ, вне сомнения, поверят и, как всегда, будут петь ему дифирамбы.
Но весь мир знает, что именно Владимир Путин - тот, кто заслуживает Нобелевскую премию мира".
В новой администрации Макфарленд займет влиятельную позицию, будучи заместителем советника по национальной безопасности Майкла Флинна - отставного руководителя военной разведки, пользующегося доверием избранного президента Дональда Трампа.
Аппарат советников по нацбезопасности при президенте США был создан в середине прошлого века. Изначально его функцией была не выработка политики, а информирование главы государства о различных оценках и предложениях в сфере национальной безопасности, поступающих из профильных ведомств, включая госдепартамент, министерство обороны, спецслужбы.
Однако со временем аппарат превратился в едва ли не ключевой орган, определяющий внешнюю политику США. Советник президента в отличие от министров имеет прямой ежедневный доступ к главе государства. Особенно влиятельной эта должность стала при президенте Ричарде Никсоне. Его советник по нацбезопасности Генри Киссинджер подмял под себя контроль над потоком поступающей к главе государства информации, встречаясь с президентом по несколько раз в день.
Высокое влияние эта структура имела и при Бараке Обаме. Поработавшие в его администрации, включая, например, бывшего министра обороны Роберта Гейтса, резко критиковали аппарат нацбезопасности при Белом доме за дотошный контроль действий госдепартамента и Пентагона на международной арене, ограничение доступа к президенту.
Советник по нацбезопасности является председателем на рабочих встречах Совета национальной безопасности (СНБ) США, которые проходят на уровне министров, но без главы государства. А должность Макфарленд подразумевает председательство в комитете заместителей СНБ - межведомственный форум на уровне замминистров, на котором обсуждаются и готовятся решения для доклада руководству ведомств и президенту.
Между тем
Вашингтон планирует создать новый межведомственный комитет, главной задачей которого станет "предпринимать активные меры для противодействия влиянию Российской Федерации на народы и правительства". При этом ни географические, ни юридические границы деятельности нового органа нигде не обозначены. Как сообщают американские СМИ, соответствующее положение содержится в законопроекте о финансировании деятельности американской разведки на 2017 год, который уже одобрила Палата представителей конгресса США.
Подготовила Анна Федякина
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"