01.12.2016 14:45
    Поделиться

    Почему одаренные дети попали в группу риска

    Президент Владимир Путин в своем Послании к Федеральному Собранию порекомендовал главам субъектов РФ подумать о формировании в регионах на базе лучших вузов и школ центров поддержки одаренных детей. То, что одаренные дети входят в группу риска и нуждаются в особой поддержке, не вызывает сомнений уже ни у кого. Другой вопрос, кто и на каком уровне должен помочь таким  детям раскрыть и развить свой талант? Ответ на этот вопрос попытались найти участники Межрегиональной конференции "Одаренные дети: реализация права на всестороннее развитие личности", которая прошла в Москве.

    - 10 лет назад я начала свою работу как раз с одаренными детьми, - обратилась к собравшимся Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова. - Да, у них есть способности, те природные дарования, которые они еще не научились понимать и не знают, что с ними делать. И очень важно, чтобы грамотный, опытный педагог и психолог оказались рядом.

    Некоторым детям повезло, иметь чутких и внимательных родителей, которые вовремя сумели не только заметить талант, но и помочь ему раскрыться и развиться. Но очень часто помочь этим детям некому.

    - Если сегодня в ряде регионов заходит речь о сокращении последней школы, то, что говорить о развитии талантливых детей, - говорит Анна Кузнецова. - К этой проблеме нужно подходить с разных сторон, учитывая все особенности сегодняшней социально-политической ситуации.

    По словам детского омбудсмена, как только детские проблемы выходят на межведомственный уровень, когда необходима координация разных ведомств, они сразу же теряют своего покровителя. То есть того, кто несет ответственность. Эту роль своеобразного координатора могли бы взять на себя Уполномоченные по правам человека.

    Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович напомнил, что по параметрам Всемирной организации здравоохранения одаренные дети относятся к группе риска наряду с детьми-сиротами и детьми с особенностями развития.

    - Это особые дети, которым в обычной социальной среде не всегда бывает уютно и ловко, - объясняет он. - Не всегда учителя умеют работать с такими детьми. Им кажется, что это либо выскочка, либо ребенок, который витает в облаках. Далеко не всегда семьи, даже если хотят, знают и умеют работать с такими детьми.

    Евгений Бунимович предлагает разработать систему сопровождения таких детей на всех этапах их жизни. Он напомнил, что у нас есть прекрасные традиции работы с одаренными детьми, например в таких областях, как музыка, математика, балет и отдельные виды спорта. Но в остальных сферах еще предстоит много работы.

    Многие проблемы вполне успешно научились решать в Москве. Так в столице 173 школы имеют инженерные классы для детей с особыми талантами, 120 школ - медицинские классы, 116 школ - кадетские классы.

    - Число московских школьников-победителей Всероссийской олимпиады на сегодняшний день - 699 человек. В сравнении с 2010 годом - тогда было 270 человек, - приводит статистику Уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева. - Этих ребят подготовили 214 образовательных учреждений. Ранее, в 2010 году было всего 74 таких образовательных учреждений. 150 московских школ входят в топ 500 по Российской Федерации. Своим опытом столица готова делиться с другими регионами.

    Участники конференции говорили о создании новой эффективной системы образования, обеспечивающей условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи. А для этого в первую очередь необходимо сформировать особую образовательную среду, где будет комфортно существовать "нестандартным" детям.

    Уже создан Федеральный реестр одаренных детей, который включает около 7 тысяч имен. Реестр - основа для отбора получателей грантов Президента России, проявивших выдающиеся способности и поступивших в вузы на очные отделения. Ежегодно выдается порядка пятисот грантов в размере 20 000 рублей ежемесячно.

    Поделиться