Тревожная тенденция беспокоит власти регионов, делающих ставку на производство качественного продовольствия. В Омской области, например, где потребление молока выше, чем в среднем по стране, ежегодно перерабатывают 700 тысяч тонн сырья и стремятся наращивать объемы. Однако если не поставить заслон потоку дешевых фальсификатов, эти планы могут рухнуть. Между тем существующая система контроля качества продуктов не способна исправить ситуацию. Даже заплатив штраф, производители молочных суррогатов как ни в чем ни бывало продолжают ими торговать. Представители надзорных органов только разводят руками, и что уж говорить о рядовых потребителях.
- Мы решили сами это проверить и добиться правды, выступив в роли обычных покупателей, - сообщил корреспонденту "РГ" исполнительный директор Ассоциации переработчиков по противодействию фальсификации молочной продукции Александр Бражко. - Объектом инспекции выбрали сливочное масло. Проверили молочные прилавки в десятке регионов страны, в том числе сибирских. Выявили сотни фальсификатов, но столкнулись с тем, что управу на их производителей найти практически нереально. Правоохранительные и экспертные органы кивают друг на друга. Лабораторий для таких исследований практически нет. Тот, кто попытается добиться правды, рискует утонуть в ворохе писем и бумаг. Неудивительно, что 95 процентов потребителей проигрывают суды, поскольку не могут ничего доказать.
Между тем магазины расхватывают дешевые заменители молока, сметаны и масла, несмотря на содержащийся в них крахмал, мел, пальмовое масло. Штрафы ничтожны. Приобретать даже простейшие люминоскопы, способные определить наличие в якобы натуральном продукции несвойственных добавок, торговые точки не обязаны. Состав продукта на этикетке - не более чем фикция.
- Прочитать, то, что там написано, без лупы совершенно невозможно. Но и при этом производители хитрят, пытаясь ввести в заблуждение даже самого скрупулезного покупателя, - поясняет председатель совета Омского союза потребителей "Щит" Евгений Рабинович. - Сплошь и рядом они прячут за труднопроизносимыми терминами сомнительные добавки. Ведь вряд ли кто сообразит, что гидрогенезированное масло - это ни что иное как искусственно синтезированный трансжир, причем вредный для организма человека.
У государственных экспертов связаны руки. Проблема очевидна, однако чтобы наладить контроль и приструнить фальсификаторов, нужны понятный алгоритм действий, современное лабораторное оснащение, кадры. К тому же по закону за 24 часа до внеплановой проверки контролирующие органы обязаны предупредить о ней предпринимателя и этого времени бывает вполне достаточно, чтобы "устранить" все нарушения. Эксперты признают, что должный эффект дают только проверки, проводимые совместно с прокуратурой, которая действует по собственному, более жесткому регламенту.
Проблема осложняется еще и тем, что поставщиками фальсификата служат не только местные, но и иногородние и иностранные предприятия. Омская область, например, имеет самую протяженную границу с Казахстаном, и в Сибирь транзитом через республику проникают внушительные объемы контрафакта. По данным Россельхознадзора, только за последний месяц на пограничном рубеже задержано двадцать тонн сыра и девятнадцать тонн сливочного масла сомнительного качества. Забракованный товар вернули отправителю. Еще 32 тонны опасной продукции, в основном молочной, пришлось уничтожить.
- Каждая четвертая проверка выявляет молочный фальсификат, каждая третья - сырный. Десять процентов проб свидетельствуют о том, что продукт может быть опасным для здоровья, - констатирует начальник отдела ветнадзора на государственной границе РФ и транспорте управления Россельхознадзора по Омской области Алексей Харин.
Подобное происходит и в столице. Недавний плановый рейд, проведенный Роспотребнадзором в Восточном административном округе Москвы, выявил, что почти половина проверенных молочных продуктов, продаваемых с лотков, не соответствовала требованиям гигиены.
Лидерами черного списка стали: творог (42,5 процента которого не отвечало гигиеническим нормам), творожные сырки (45,5 процента), творожная масса (42,1 процента), развесная сметана (33,3 процента), пирожные с кремом (18,8 процента).
Эксперты сходятся во мнении: чтобы навести в этой сфере порядок, нужны действенные меры, например, запрет на продажу молочных продуктов без экспертизы. Необходима полная прозрачность состава продовольствия, поставляемого в рамках госзакупок. Введение ответственности оптовых продавцов за качество товара.
Специалисты рассчитывают и на новый федеральный регламент, который начнет действовать с нового года, четко отделит натуральные продукты от суррогатов и обяжет информировать об этом покупателей крупным шрифтом. Чтобы потребитель видел, что он берет - натуральную сгущенку или продукт из сухого порошка с добавлением пальмового масла и ванили. В этом случае цельное молоко получит ощутимый приоритет.
- Необходимо направить деятельность профильных предприятий в правовое русло, но ни в коем случае не закрывать их, - подчеркивает Александр Бражко. - Ведь они не только производят продукцию, но и создают рабочие места, влияют на сельскую экономику. Делать рынок цивилизованным следует исключительно мирным путем.
Кстати
В Сибири нашли способ выявления пальмового масла в молоке. Определить наличие экзотической добавки позволяет компьютерная программа ADDA, разработанная 34-летним биофизиком Максимом Юркиным из НГУ. По данным Росстата, за последние полгода в Россию ввезено почти полмиллиона тонн пальмового масла, и это на двенадцать процентов больше, чем за аналогичный период 2015-го.