Бернард Шоу называл Трубецкого "одним из тех немногих гениев, о которых нужно говорить только в превосходной степени". И впрямь трудно удержаться от восторгов, когда рассматриваешь его работы. Ни у кого из других скульпторов нет таких живых статуй! То ли необыкновенно точно схваченный жест, то ли умение передать в статуарном искусстве взгляд (чего не умеет почти никто из мастеров резца), то ли всегдашняя улыбка мастера по отношению к своим героям тому причина?
Кажется, Трубецкой всегда чуть-чуть иронизирует, чуть-чуть преувеличивает достоинства своих персонажей. Вот знаменитые "Дети" - сама поза этих мальчишек-заговорщиков, по-пацански чуть косолапые ноги отчетливо рисуют нам и их возраст, и характер, и даже, кажется, ситуацию, которую они обсуждают. Потрясает портрет танцовщицы-босоножки Тамары Свирской, ученицы Айседоры Дункан: сколь тонкая работа, как изысканна и выразительна пластика каждого пальчика, каждой мышцы! Исполнен величия Шаляпин (и это несмотря на то, что скульптор представил нам певца почти обнаженным)...
Не изображать жизнь, а интерпретировать ее - вот что провозглашал Трубецкой своим главным художественным принципом. И именно этот принцип был воспринят студентами академии художеств как "глоток свежего воздуха", когда Трубецкой приехал в Россию и некоторое время преподавал в академии. Сам он, кстати сказать, никакого системного художественного образования не получил. Рожденный в Италии, поскольку его отцу, женившемуся за границей на американской певице, было высочайшим указом запрещено жить в России, где у него осталась первая венчанная жена, Паоло Трубецкой вообще отличался весьма оригинальным нравом. Например, возвращаясь однажды из России в Италию, заявил, что проделает весь путь верхом на коне. И действительно, купил в России лошадь и явился перед домашними всадником. Лишь много лет спустя рассказал, что основную часть пути они вместе проехали на поезде.
Работая над скульптурным портретом Толстого, Трубецкой не постеснялся признаться писателю, что не прочел ни одной его книги. Толстой не рассердился, наоборот: вот, сказал, наконец мне встретился человек, который имеет свои идеи! А бюст автора "Войны и мира" между тем получился выразительнейшим.
Наверное, этот скульптор "мыслил пальцами" в том смысле, как про балерин говорят: "думает ногами". Он ненавидел писать: близкие смеялись, что Паоло проще слепить статую, желательно конную, чем написать письмо. В обыденной жизни был наивен, как ребенок.
Но в истории искусств Паоло Трубецкой по праву снискал славу скульптора-импрессиониста, умеющего как никто запечатлеть на века мгновенья живой жизни.