Как констатируют в областном министерстве финансов, освоение средств территориального дорожного фонда (ТДФ) муниципалитетами оставляет желать лучшего, актуальное исполнение этой бюджетной статьи - 71,5 процента. Основной финансовый документ области предусматривал в 2016 году направить на ремонт дорог в городах и селах 5,03 миллиарда рублей - такую сумму запрашивали 54 муниципальных образования (4,58 миллиарда - субсидии и межбюджетные трансферты, 0,45 миллиарда - поступления целевого назначения из федеральной казны на дорожный ремонт в Екатеринбурге). От местных властей требовалось подготовить документы, заключить соглашение с облминтрансом о софинансировании, следить за качеством и сроками выполнения работ подрядчиками. Но для многих муниципалитетов задача оказалась непосильной.
Например, Качканар уже третий год не может освоить выделяемые на ремонт дорог средства. 50 миллионов рублей область была готова перечислить городу в самом начале 2014-го, но весь год качканарские чиновники безуспешно пытались правильно оформить субсидию. Справились лишь к 2015-му. Когда средства наконец дошли до городской казны, освоить удалось только 20 миллионов из 50 - остальные перешли на 2016 год. При этом Качканар - город автомобилистов: на 42 тысячи жителей приходится более 20 тысяч автомобилей. Мэр Сергей Набоких неоднократно жаловался: город стоит на горах, дороги изнашиваются сильнее, их качественное содержание требует 200 миллионов рублей в год, а в местном бюджете можно наскрести всего лишь 20. Год назад Набоких даже призвал горожан скинуться всем миром, однако качканарцы не поддержали идею такого самообложения, а из-за удручающего состояния дорог областные власти поставили мэру "двойку" - признали его работу неудовлетворительной.
С другой стороны, бюджетные субсидии добираются до муниципалитетов порой слишком поздно: в этом году тому же Качканару выделили 21,5 миллиона рублей для реконструкции улицы Свердлова только в середине августа. При этом работы должны были начаться уже в сентябре и к первому октября завершиться. Подготовка документов, объявление аукциона, сбор заявок (по закону - 20 дней), проведение торгов - все это каким-то чудесным образом нужно было спроворить за две недели.
Впрочем, проблемы с оформлением документов - общая "хворь" многих муниципальных чиновников. К примеру, власти Арамили не получили десять миллионов, поскольку в документах неверно указали длину двух улиц, нуждающихся в реконструкции. Краснотурьинск, видимо, испугавшись непреодолимых сложностей, вообще не собрал пакет документов для заключения соглашения с облминтрансом (цена вопроса - 28,5 миллиона рублей). Свыше десяти муниципалитетов, которые справились-таки с соглашением, до сих пор не предоставили в министерство поручения, подтверждающие перечисление собственных средств (своей доли софинансирования), из-за чего Асбест не получил 48,5 миллиона рублей, Красноуральск - 46,2 и так далее. Очевидно, что в этом году сезон дорожных работ уже закончился, и кто не успел, тот остался без нового асфальта.
- Мы могли бы пойти на принцип и в следующем году заложить в бюджете средства только для тех городов, которые гарантированно смогут их освоить, - негодует губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, - но жители не должны страдать из-за безалаберности местных властей.
Заметим, что крупнейшие муниципалитеты региона с освоением субсидий из ТДФ не только справились, но еще и жаловались, что мало получили. Так, Екатеринбургу перечислено около 2,3 миллиарда рублей, Нижнему Тагилу - 423 миллиона, Каменску-Уральскому - более 213, Первоуральску - почти 120 миллионов рублей.