Ранним утром военнослужащие боевого подразделения построились на вертолетной стоянке. Командующий 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Виктор Севостьянов поздравил всех присутствующих и представил нового командира авиабазы.
- К началу нового учебного года у вас будет сформирована эскадрилья новых Ка-52, - сообщил Виктор Севостьянов. - В настоящий момент кореновский вертолетный полк является лучшей авиационной базой в Российской Федерации, настоящей кузницей кадров профессиональных военных летчиков. Вы не однократно доказывали свой профессионализм, находясь в боевых командировках. Авиабаза оборудована новейшим тренажером, здесь есть уникальная взлетно-посадочная полоса с развитой инженерной инфраструктурой.
Затем он вручил командирам экипажей формуляры к новым вертолетам, которые еще ранним утром инженеры выкатили на рулежную дорожку из укрытий. Затем журналистам показали уникальных учебно-тренировочный комплекс (УТИ) на несколько типов современных вертолетов. Стоимость одного тренажера достигает 70 миллионов рублей.
- Прежде, чем получить билет в небо, летчикам нужно сдать экзамен, - поясняет инженер УТИ Денис Черкашин. - На тренажере они получают навыки пилотирования в разных погодных условиях, учатся применять различное вооружение, установленное на вертолетах. Все упражнения моделируются на цифровом оборудовании. Инженер тренажера или командир эскадрильи, наблюдая за экипажем через установленные в кабине тренажера видеокамеры, может давать вводные указания во время полета, усложнять их, создавать аварийные ситуации в полете. Задача простая - подготовить экипаж к разным нештатным ситуациям, научить выполнению задач. Бывает и такие ситуации, когда из-за плохой погоды или долго отсутствия летчика, нет возможности подняться в небо, и тогда летный состав тренируется на УТИ.
Вертолет оснащен комплексом спутниковой навигации и приборами ночного видения. Еще одно его преимущество - удобная большая кабина. Пилоты сидят рядом, и это помогает быстро принимать решения. Однако главное техническое достоинство машины в другом - она очень компактная, так как нет рулевого винта. Она реагирует на малейшее движение ручкой управления. Хвалят ее инженеры и за надежность и за доступность к разным узлам вертолета.
Помимо быстроты, "Аллигатор" отличается непревзойденной маневренностью - он может выписывать фигуры, недоступные другим вертолетам. Например, маневр "воронка": Ка-52 движется вокруг цели по нисходящей спирали, оставаясь повернутым к ней носом и обстреливая ее из бортового оружия. Задом и боком "Аллигатор" может лететь со скоростью до 100 километров в час.
Максимальная высота полета - 5,5 тысячи метров, дальность - более тысячи километров, скорость набора высоты - 10 метров в секунду.
За первым полетом "Аллигатора" в новом учебном году на высоте 400 метров наблюдал и корреспондент "РГ". Первые полеты всегда выполняют командиры. С вертолета Ми-8 МТШ, который летел параллельным курсом, можно было видеть как винтокрылый "Алигатор" с легкостью скользит над заснеженными полями и дорогами. Двадцать минут пролетели как секунда, и вот уже Ка-52 заходит на посадку, а следом за ним и наш Ми-8.
После посадки инженеры приступили к осмотру машины, помогли экипажу выйти из кабины и расспросили о работе авиационных систем и замечаниях к ним.
Справка "РГ"
Боевой ударный вертолет Ка-52 "Аллигатор" является модернизированной версией Ка-50 "Черная акула". Вошел в тройку самых быстрых вертолетов в мире. Максимальная скорость Ка-52 - 350 километров в час. "Аллигатор" может быть вооружен 30-мм пушкой 2А42, боезапас которой - 460 снарядов, управляемыми ракетами "воздух-земля", ПТУР "Вихрь"-1 или Штурм-ВУ с лазерной системой наведения. По словам специалистов, всего дюжина таких вертолетов способна противостоять наступлению целой армии, вести бой ночью, может выполнять задачи в любых погодных условиях и поражать цели на расстоянии до 10 километров.