О втором президенте Узбекистана помимо официальной биографии пока известно немногое: будучи фактически вторым человеком в Узбекистане, он оставался фигурой малопубличной, не любил давать интервью, не спешил приглашать прессу на заседания правительства. Такая манера поведения легко объяснима: четверть века в Узбекистане единственным политиком - в полном смысле этого слова - был Ислам Каримов.
В политику, однако, Мирзиёев пришел еще при СССР: в 1990 году молодой проректор Ташкентского института ирригации и механизации сельского хозяйства, сын сельского врача Шавкат Мирзиёев стал депутатом Верховного Совета Узбекистана. Карьеру он продолжил уже в первом созыве Олий Мажлиса, позже возглавил один из районов Ташкента, побывал губернатором (хокимом) ключевых Джизакской области, а после и Самаркандской, и в декабре 2003 года Ислам Каримов выдвинул Шавката Мирзиёева на пост премьер-министра. Выбор оказался удачен: при Мирзиёеве экономика страны, не наделенной в отличие от ближайших соседей богатыми месторождениями углеводородов, стала расти впечатляющими темпами - до восьми и больше процентов в год.
Знающие Мирзиёева люди отмечают его талант администратора, решительного и порой жесткого, и при этом наличие системного подхода к решению проблем. В полной мере это проявилось в исправлении ошибок реформирования сельского хозяйства Узбекистана. Изменения, начатые предшественниками Мирзиёева по методическим рекомендациям западных партнеров, вскоре дали плачевные результаты: бывшие колхозники и новоявленные фермеры попали в долговую кабалу, многие участки не обрабатывались, пришли в упадок или стали предметом спекулятивных сделок. Мирзиёев занялся перераспределением наделов от неэффективных собственников, уменьшил площадь участков до пределов рентабельности, создал стимулы - налоговые, кредитные и иные - для возвращения крестьян на землю. В итоге сельское хозяйство стало локомотивом роста экономики, а в последние три года в Узбекистане собирают по два урожая, чего не бывало в истории страны.
То, как Мирзиёев отринул "западный опыт" в интересах родного Узбекистана, свидетельствует о том, что слова "США", "МВФ", "ЕС" и другие аббревиатуры не производят на него мистического действия, как на иных постсоветских лидеров. "Шавкат Миромонович будет делать то, что в данный момент нужно Узбекистану, с учетом местной специфики и с мыслью о государственном благе", - в разных версиях эту мысль корреспонденту "РГ" пришлось слышать в Ташкенте не раз. Впрочем, сотрудничество со странами СНГ и в первую очередь с Россией Мирзиёев уже назвал главным внешнеполитическим приоритетом. Кстати, вчера вечером по-русски он поблагодарил наблюдателей за участие в выборах.
Собеседники предполагают, что как внутренние, так и внешние напряженности он будет решать исключительно путем взаимовыгодных договоренностей. Во внешней политике первыми на повестке стоят запущенные территориальные споры с Киргизией и Таджикистаном, а также острые разногласия с ними же по поводу доступа к водным ресурсам, когда-то общим. Не ожидают от нового президента и резких ходов во внутренней политике. В этой связи принято вспоминать о клановой, земляческой структуре узбекской власти, однако именно пример Мирзиёева свидетельствует о преувеличенной значимости этого фактора: "Его сложно однозначно отнести к какому-либо клану, и он будет работать на консолидацию, объединение и стабильность", - предполагают в Ташкенте.
Официально
Президент РФ Владимир Путин в телефонном разговоре поздравил Шавката Мирзиёева с избранием на пост президента Узбекистана и пожелал ему успехов. С обеих сторон подтверждено стремление и далее укреплять российско-узбекские отношения союзничества и стратегического партнерства, расширять взаимовыгодное сотрудничество в различных областях. Путин также пригласил нового президента Узбекистана посетить Москву. Предложение было с благодарностью принято.