Что послужило главным импульсом для начала работы над фильмом о России именно в 2016-м?
Микаэль Питио: Сейчас особенно важно, чтобы Россия и мир лучше узнали друг друга. У меня есть убеждение, что информация о настоящей России не так хорошо доступна среднестатистическому европейцу. Именно ему я хочу адресовать свою картину. В этом смысле "Россия" вызов и для меня тоже, потому что сейчас я и сам, конечно, не могу утверждать, что узнал все нюансы о жизни в вашей стране. Но этот вызов связан с историями и людьми, которых я встречал в жизни. Моя мать преподавала русский язык. В конце 70-х, когда я был еще ребенком, она взяла меня с собой в поездку в Москву. И я помню, что не увидел там ничего, что перевернуло бы мое представление о мироустройстве. Но когда я вернулся в Париж, друзья буквально завалили меня вопросами. Они удивлялись, что кому-то вообще приходит в голову ездить в такую страшную страну. Для них стало шоком, что люди в Москве нисколько не грубее жителей Парижа, а еда была вкусной и не содержала водку. В ходу были самые банальные стереотипы. В ответ я объяснял, что в Москве обычные люди живут обычной жизнью. Но мне никто не верил. Сейчас открытой информации о вашей стране хватает. Но нет: в прошлом году я вернулся из Норильска, где снимал локации для "Терры". И вновь услышал много пропитанных стереотипами вопросов о России.
Вопросы были те же самые, что и 30 с лишним лет назад?
Микаэль Питио: В том же духе. Никто, например, не верил, что люди могут жить в таком городе как Норильск по своей воле и быть счастливыми. Тут я понял, что это неправильно: большинство людей на Западе думают ерунду о самой большой стране на Земле и 140 миллионах ее жителей. Когда я пытаюсь разговаривать о России на французском телевидении, меня тут же начинают спрашивать о Путине. Как будто больше никто в России не живет! А мне неинтересно про политику, меня люди интересуют.
Один европейский кинопродюсер в частной беседе сказал, что Россия стала для западной киноиндустрии проблематичной территорией. На любой фильм, повествующий о стране без критической интонации, может быть приклеен ярлык "пропаганды". Вы почувствовали это, готовясь к съемкам своей новой картины?
Микаэль Питио: Увы, да. Даже коллеги с телеканала Franc e2, которые знают меня много лет, вдруг начали спрашивать, а не собираюсь ли я снимать пропагандистское кино. Приходится объяснять, что я не буду делать расследование, а это сейчас самый востребованный жанр докфильмов о России на Западе. Не отрицаю важность этого жанра, однако в его популярности есть одна проблема - создается ощущение, что жизнь в стране состоит только из коррупции и войны. Но это неправда. И я не хочу играть в эти игры.
Ваш фильм будет путешествием по России, которое сопровождается комментарием рассказчика. В "Планете-океане" рассказчиком был актер Джош Дюамель, в "Терре" - Ванесса Паради. Кто станет рассказчиком в этот раз и какие локации вы выбрали?
Микаэль Питио: Локаций много - сейчас в списке 60 - 70 мест. Но дело ведь не в пейзажах. Это будет фильм не столько о них, сколько о том, что их наполняет. Я планирую, например, отправиться в плавание с рыбаками, которые ловят рыбу в Тихом океане. Пробки, еда, жители национальных автономий - вот предмет моего инетереса. Я не буду снимать какие-то сиюминутные вещи, потому что хочу сделать фильм, который люди будут смотреть спустя много лет. Что до рассказчика, то мне хочется, чтобы это был кто-то из молодых русских. В вашей стране я встретил много представителей нового поколения - умных и современно мыслящих. Поэтому мне хочется слышать в своем кино молодой голос.
Вы собираетесь делать очень дорогую документалку. Кто будет вашим партнером на проекте?
Микаэль Питио: На этот счет сейчас ведутся переговоры. Изначально я задумывал это как ТВ-проект - заинтересованность выражали компания "Красный квадрат" и Первый канал. Но совсем недавно горячий интерес проявил Тимур Бекмамбетов и его компания "Базелевс". Он хочет делать то, что звучит для меня как проект мечты, - большой фильм для кинопроката в формате IMAX. Его энергия и подход мне очень нравятся - Россия заслуживает того, чтобы быть представленной на огромных IMAX-экранах. Но контракт пока не подписан, поэтому ситуация еще может измениться.
Когда планируете начать работу над фильмом?
Микаэль Питио: По-хорошему начать следовало бы этой осенью, потому что мне очень хочется успеть закончить работу к середине 2018 года - чемпионат мира по футболу, который пройдет в России, хороший повод и для премьеры моей картины. Но переговоры все еще продолжаются, поэтому теперь начало съемок запланировано на начало весны.