05.12.2016 13:28
    Поделиться

    В Осетии восстановили уникальное 600-летнее языческое святилище

    Святилище Реком, если верить легендам, появилось в том месте, где упала одна из трех слез Бога, которые он проронил после гибели своего любимца - нарта Батраза. В Осетии это очень почитаемое и святое место, и далеко не каждому гостю республики разрешат побывать здесь.

    Для корреспондентов "РГ" сделали исключение, и мы увидели один из уникальных и самобытных религиозных языческих комплексов в России. Он оказал огромное влияние на духовное развитие всего региона. Кроме того, Реком известен своей необычной, почти мистической энергетикой.

    Несколько лет назад в святилище по непонятным причинам случился пожар и оно сгорело дотла. Недавно его восстановили в первозданном виде, каким оно и было 600 лет назад, воссоздав даже мельчайшие детали. Причем для верующих пожар вовсе не означал гибель Рекома или его деформацию - в осетинской традиции священным считается не строение, а само место. Остальное - вторично.

    - В Осетии три наиболее известные святилища построены там, где, согласно нартским преданиям, упали три слезы Бога, - рассказал консультант комитета по туризму РСО - Алания Руслан Дзодзиев, сопровождавший нас в поездке. - Это Реком, покровительствующий воинам, Щидан Мкалгабр, поддерживающий жрецов, и Таранжелос, помогающий земледельцам. Реком находится в Цейском ущелье Осетии, примерно в 70 километрах от Владикавказа. Причем оно изначально тоже называлось Реком, что в переводе означает "ущелье солнца".

    Пока разговаривали, поднимались по горной дороге, ведущей к святилищу и лыжным курортам в Цее. Эти места славятся своей девственной красотой. Высокие снежные вершины, покрытые густым хвойным лесом, соседствуют здесь с глубокими пропастями, а чистый горный воздух и легкий морозец создают неповторимое ощущение свежести. Все это великолепие достойно кисти художника. И в какой-то момент понимаешь, что находишься на высоте птичьего полета.

    ...После долгой дороги наш автомобиль остановился на крошечной импровизированной парковке. Рядом - огромная скала, напоминающая по форме овал, стремящийся к небу. Это известная в Цейском ущелье гора Монах. Но у нее есть и другое, более древнее название на осетинском языке, и в переводе оно означает "гора, где восседают ангелы".

    Дальше надо было идти пешком около километра - самодельные каменные ступени уходили вверх по склону холма и терялись где-то вдалеке. Подъем крутой, а из-за выпавшего мокрого снега местами скользко, поэтому подниматься оказалось сложно.

    - По традиции женщинам нельзя близко подходить к Рекому, - продолжил рассказ Руслан Дзодзиев. - Считается, что на территорию святилища могут заходить только мужчины. Но прекрасная половина человечества тоже нуждается в помощи и покровительстве высших сил, поэтому рядом с Рекомом находятся три небольших святилища - именно для женщин. Они называются Мадемайрам. Обычно сюда приезжают молодые девушки, чтобы загадать желание, или попросить у Бога поддержки. Говорят, помогает.

    По пути мы действительно встретили несколько ритуальных объектов. Внешне они выглядят просто - две-три красивые резные лавочки, поставленные вокруг маленького (высотой не более полутора метров) бревенчатого или дощатого "домика" без окон и с небольшим круглым входом-лазом. Он такой крошечный, что забраться в него сможет только ребенок или очень худой человек. Однако нас поразило огромное количество разноцветных шнурков и бантиков, прикрепленных к веткам деревьев рядом со святилищами Мадемайрам. Они, словно яркие цветы, распустившиеся в неположенное для них время года, украшали все пространство вокруг - на сколько хватало глаз. Каждая из них - загаданное желание, поэтому невозможно подсчитать, сколько же девушек тут побывало, обращаясь к высшим силам и стремясь получить у них помощь.

    Наконец тропинка привела нас к границе самого Рекома. Опознавательным знаком, на который ориентируются проводники, является высокая сосна с узловатыми корнями, которые перегораживают тропу. Переступаешь через них - и считается, что ты уже на территории святилища. Именно за эту границу нельзя заходить женщинам.

    Впереди за зарослями кустарника виднелась деревянная крыша святилища. Неизвестно почему, но у людей, которые сюда приходят, повышается настроение и улучшается самочувствие.

    Корреспонденты "РГ" испытали это на себе. В чем причина такой метаморфозы - самовнушение, вера или еще что-то, - осталось загадкой и для нас.

    Наш проводник снял обувь и пошел босиком. Говорит, что здесь сама земля греет и он никогда не болеет после таких прогулок.

    Подходим к святилищу - оно напоминает большую бревенчатую избу, обнесенную невысокой оградой из диких камней. Само здание глухое - имеет только одно крошечное окошко и небольшую входную дверь с вырезанными на ней специфическими крестами Рекома, Щидан Мкалгабра и Таранжелоса. С торцевых сторон скаты кровли украшены стилизованными "драконьими головами", на каждой из которых сидит деревянный сокол. Всего таких голов восемь. Архитектура несколько напоминает скандинавские строения. У фасада здания лежат черепа оленей и других животных, подстреленных охотниками и принесенных в дар.

    Для всего осетинского народа Реком - священное место, которое упоминается в Нартском эпосе (сборнике народных легенд, который еще называют "Библией аланов"), написанном в незапамятные времена. И вот уже почти 600 лет люди приходят сюда помолиться. И когда находишься у Рекома, невольно начинаешь думать о смысле жизни.

    Больше всего людей приходит к древнему святилищу в день солнцестояния. В это время здесь устраивают торжественные застолья и танцуют щимд - ритуальный танец, во время которого парни становятся на плечи друг другу, а затем двигаются по кругу.

    Согласно поверью, то, о чем человек просит в святилище, должны исходить от чистого сердца, и только тогда мольбы сбудутся. Здесь нельзя требовать богатства или власти, но можно попросить здоровья для близких, если они болеют, рождения долгожданных детей, защиту во время боя, если отправляешься на войну. Местные жители утверждают, что все сбывается.

    Реком, как и многие языческие святилища (хотя далеко не все специалисты признают его языческим, считая частью осетинской национальной традиции), овеян ореолом тайн и легенд о том, как высшие силы помогали людям или, наоборот, наказывали виновных. Из Рекома нельзя выносить какие-либо вещи, даже камни, нельзя ничего ломать или изменять здесь.

    Известна интересная история. Рядом со святилищем росла огромная столетняя береза. По мнению людей, она мешала зданию, грозила на него упасть, и дерево решили срубить. Буквально через несколько дней после этого из оставшегося пня начали пробиваться 12 новых ростков. Сейчас береза снова выросла, и у нее именно такое количество стволов. Те, кто часто приходит к святилищу, считают это событие почти волшебством и вместе с тем напоминанием о бренности человеческой жизни.

    Кстати

    Мужчине, который решил посетить Реком, нельзя отправиться к святилищу просто так: три дня перед этим он должен держать пост - не общаться с женщинами, не пить крепких спиртных напитков, употреблять только пищу, приготовленную по специальным рецептам. Идти к Рекому надо непременно с тремя осетинскими пирогами, приготовленными собственноручно, а не купленными.

    Комментарий

    Руслан Бзаров, доктор исторических наук, профессор, директор института истории и археологии Республики Северная Осетия - Алания:

    Ученые считают, что история святилища Реком восходит к дохристианской эпохе. Причем праздник святилища совпадает с Троицей и традиционно отмечается также по всей Осетии. В этом проявляется важнейшая особенность духовной истории Алании - Осетии - сохранение основ древней народной веры, которая в силу строгого единобожия легко согласуется с мировыми религиями. Принятие православия в качестве государственной религии произошло в Алании в начале X века. Видимо, именно тогда для успеха государственной христианизации были соединены образы аланских небожителей и православных святых, согласованы календари и ритуалы. Кроме того, для народа цейский Реком связан с памятью о подвигах выдающегося полководца и правителя рубежа XIII-XIV веков Ос-Багатара. Еще в начале XX века в Рекоме хранились его шлем, колчан и копье. Тем не менее эти и другие традиционные святилища воспринимаются, прежде всего, как духовные ориентиры для аланов.

    Поделиться