В понедельник в тяжелом и критическом состоянии в больницах находились 11 детей из 24 госпитализированных. Всего в злополучном автобусе было 29 детей и четверо взрослых. Министр здравоохранения Вероника Скворцова уже минувшей ночью была в Ханты-Мансийске вместе с группой столичных медиков, чтобы провести консилиум, определиться, есть ли необходимость в срочной транспортировке кого-либо из пострадавших в столичные клиники.
Правоохранительные органы занимаются расследованием причин ДТП. Оба водителя выжили, после оказания первой помощи они были доставлены на допрос. Показания водителей различались. Было принято решение задержать их. Решается вопрос о мере пресечения им в виде заключения под стражу. Сейчас обоих подозревают в нарушении ПДД.
Взят под стражу и представитель владельца пассажирского транспорта. Уголовные дела, в расследовании которых участвуют сотрудники центрального аппарата Следственного комитета, возбуждены по двум статьям - "Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц", "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". Допрошены еще десятки человек. Среди них чиновники, курирующие спорт, директор и преподаватель городской школы Олимпийского резерва "Сибиряк", начальник отдела ДПС окружного управления ГИБДД.
Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил передать дело для последующего расследования в Главное следственное управление СК России. Он тоже прибыл в Ханты-Мансийск.
Глава Федеральной госавтоинспекции Виктор Нилов лично осмотрел место трагедии, выслушал объяснения подчиненных. Это ДТП - только на первый взгляд стечение обстоятельств. Трагедия случилась, напомним, около четырех часов дня, когда уже смеркалось, к тому же видимость ограничивали обильный снегопад с поземкой. По предположению полиции, аварию спровоцировала недопустимая близость грузовика и пассажирского автобуса. Последний задел зеркалом борт фуры, после чего потерял управление. Автобус развернуло на дороге и тут же в него на полном ходу въехал многотонный грузовик. От сильного удара автобус разорвало пополам, превратив в груду металла.
Авария парализовала движение на трассе Ханты-Мансийск - Тюмень. Водители и пассажиры выходили из авто и замирали. Тела были раскиданы всюду - на дороге, за обочинами, рассказывает Ирик Тимашев, близкий родственник одного из пострадавших гимнастов с его слов. В момент бокового удара парень сумел сгруппироваться и удержаться за сиденье. Но ему показалось, что машина, у которой от удара оторвало крышу и часть кресел, не раз перевернулась, прежде чем остановиться.
Очевидцы рассказывают, что место аварии представляло собой страшное зрелище, на снегу без верхней одежды лежали дети. Некоторых спасти уже было нельзя, другие еще были живы. "Чего уставились? Выручайте!" - крикнул один из мужчин. Все встрепенулись, начали помогать. Нескольких раненых поместили в салоны легковых авто. А кого-то переносить не решились - можно было навредить им, ждали врачей "скорой". Они приехали быстро, авария произошла сравнительно недалеко от Ханты-Мансийска. На вызов приехали десятка полтора машин "скорой помощи", спасатели, полицейские.
- Мои коллеги уж, кажется, к катастрофам-то привычные, но увиденное привело их в смятение, шок. Среди погибших и ученики младших классов. Малыши, прямо скажем. Я в МЧС 13 лет работаю, с таким кровавым ДТП не сталкивалась. Для всего региона несчастье, беда, - говорит сотрудник пресс-службы Главного управления МЧС по ХМАО - Югре Гульнара Шарипова.
В базе данных ГИБДД быстро отыскали задокументированные "грехи" водителей. Водитель автобуса хоть и давно в профессии, но за два последних года семь раз привлекался к ответственности за нарушения ПДД. Второй задержанный, индивидуальный предприниматель, также дисциплинированностью не отличался - у него 12 "проколов".
В автоинспекции Нефтеюганска утверждают, что обязательное в таких случаях уведомление на перевозку детей они не получали. Маршрут с ними согласован не был. Между тем сотни жителей города и региона задают недоуменный вопрос, почему детей не сопровождало патрульное авто? Ведь были случаи, когда это спасало детям жизнь. Пару лет назад офицер полиции Дмитрий Шпак в Нижневартовском районе Югры сопровождал два автобуса со школьниками, возвращавшимися зимним вечером со смотра-конкурса примерно в такую же погоду. Заметив выехавший навстречу грузовик, Дмитрий бросил управляемую им иномарку навстречу ему, предотвратив на скользкой дороге вполне вероятный лобовой удар с автобусом. Чудом остался жив.
- Машина сопровождения, следующая впереди колонны с проблесковыми маячками, задает ей безопасную скорость и на 95 процентов предотвращает опасность столкновения. Едущие по "встречке" при виде ее прижимаются к обочине, сбавляют газ или вовсе останавливаются, - поясняет Дмитрий Шпак.
Глава Нефтеюганска Сергей Дегтярев разводит руками:
- Увы, сейчас ГИБДД имеет право сопровождать только колонну, начиная с трех автобусов. Это правило не мы установили - Федерация. Вот и беда пришла...
По словам владельца автобуса, он не хотел предоставлять машину для перевозки детей без полицейского сопровождения, однако спортшкола якобы упросила-таки его сделать это в качестве благотворительного жеста.
Северяне надеются, что число жертв не увеличится. В Нефтеюганске ко входу в "Сибиряк" весь день приносили цветы, игрушки, зажигали свечи. Здесь побывали сотни человек. Работники спортивной школы, в которой накануне прошли обыски, подавлены, к общению не расположены. Ушли из жизни воспитанники, коллеги. "Как после этого смотреть в глаза детей - не знаю", - вздыхает одна из сотрудниц.
Губернатор Ханты-Мансийского округа Наталья Комарова встретилась с родственниками погибших и пострадавших в аварии. Она подписала распоряжение о выделении из резервного фонда правительства округа денег для помощи семьям. Родственники погибших получат по миллиону рублей, семьям пострадавших, которые получили тяжелые травмы, выплатят по 300 тысяч рублей, если были получены легкие травмы - выделят по 100 тысяч рублей.
Никто не хотел исполнять
Авария в Югре в очередной раз подняла тему несовершенства правил перевозки организованных групп детей и системных нарушений уже существующих норм.
Следом за печальными новостями из Нефтеюганска посыпались предложения. В Курганской области хотят запретить перевозку детей в вечернее и ночное время, а также при неблагоприятных погодных условиях. Об этом заявили и чиновники Калужской области.
В Челябинской области настаивают на обязательном сопровождении всех организованных групп машинами ГИБДД. Каждый регион старается заявить: проблема есть, проблему надо решать. Для этого выбирается проверенный метод - ужесточение правил перевозки детей.
В то же время за минувшие два года эти правила меняли не раз. И все в сторону ужесточения. С каждой поправкой правила становятся все строже, а штрафы все выше. С мая 2016 года изменились требования к перевозке детей в ночное время. С 23.00 до 6.00 группы детей можно везти только к вокзалам, аэропортам и от них, а также если случилась задержка в пути. За нарушение для водителей установлены штрафы в пять тысяч рублей или лишение прав от четырех до шести месяцев. Видимо, маловато! Раз и эти штрафы не останавливают перевозчиков.
Ответственность установили и для организаторов поездки - спортивных и общеобразовательных школ, детских садов, турагентств. А если организацию поездки полностью взяли на себя родители - то им и нести ответственность. Для должностных лиц штраф составил 50 тысяч рублей, для юрлиц - 200 тысяч рублей.
За отсутствие договора фрахтования с перевозчиком грозит штраф для водителя в размере трех тысяч рублей, для должностных лиц - 25 тысяч рублей, а для юридических лиц - 100 тысяч рублей.
Годом ранее изменения в правила перевозки были введены после аварии другого автобуса, который вез детскую команду по карате из Татарстана в Санкт-Петербург в мае 2015 года. В ней погибли три человека и 17 пострадали. Авария произошла около 04.00, автобус шел ночью в нарушение правил.
Результатом стали требования оснащать автобусы, которые перевозят детей, тахографом (прибором, который фиксирует скорость, а также периоды движения и остановки) и аппаратурой ГЛОНАСС (устройством, позволяющим определить точное месторасположение транспортного средства). Появились требования к "возрасту" автобуса - он не должен быть старше 10 лет. Соблюдение этих правил позволило бы установить тотальное слежение за автобусами, которые перевозят детей.
Однако реакция организаторов поездок и родителей на очередное ужесточение оказалась обратной. Они, похоже, только и ищут способы обойти правила. В каждом новом ДТП с участием детей выясняются многочисленные нарушения, которые были допущены при планировании путешествия. Что было на этот раз - установит следствие.
Эксперты "РГ" попытались объяснить поведение организаторов. "Принятые правила перевозки детей настолько строги, требуют согласования маршрута с ГИБДД, сопровождения, что поездку сложно организовать", - говорит автомобильный эксперт Моржаретто Игорь. Но стоит согласиться на одно нарушение, и они растут как снежный ком. За отказом согласовывать маршрут в ГИБДД следует отсутствие договора фрахтования с перевозчиком, чтобы документы не выдавали нарушителей. Соглашаются на поездку без документального оформления перевозчики, которые не очень заботятся о своей репутации. Так что следом группа получает водителя-нарушителя и автобус в не самом лучшем техническом состоянии. В итоге простое желание обойти бюрократические преграды превращает детскую поездку в весьма небезопасное мероприятие. И что? Снова смягчать правила? Нет, это не выход, говорят эксперты.
Ведь правила потому и ужесточили, что произошла серия страшных аварий с детьми. Здесь может быть несколько путей. Один из них - в десять раз поднять штрафы для водителя, который рискует отправиться в "неправильное" путешествие с детьми. В конце концов, именно он нажимает на газ.