А все пояснения для установления истины в ходе камеральных налоговых проверок будут сохраняться в электронном виде. Установлен со следующего года и запрет на истребование документов, уже имеющихся у государственных органов. Речь идет, к примеру, о выписках из ЕГРЮЛ, справках о численности работников, об уплаченных налогах.
Важно, что за первичное нарушение компании среднего и малого бизнеса не будут штрафоваться, в первый раз ФНС ограничится предупреждением.
Представитель компании "Градиент Альфа" Роман Самилло, говоря о нововведениях 2017 года, обратил внимание на увеличение пени за просрочку уплаты налога. Она будет начисляться, исходя из 1/150 ключевой ставки и составит более 24,33 процента годовых. Зато налоги смогут уплачивать третьи лица. Еще одна новация в том, что налогоплательщики не смогут уменьшать прибыль более чем на 30 процентов перенесенных убытков.
Президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин на ХII Всероссийском налоговом форуме призвал как можно быстрее на законодательном уровне разобраться с неналоговыми платежами и сборами, которые давят на бизнес. В частности, установить признаки неналоговых платежей, по которым их будут вносить в специально созданный единый реестр, и закрепить в законе норму о запрете сбора платежей, не включенных в реестр, пояснил Сергей Катырин. Он считает необходимым, по аналогии с Налоговым кодексом, установить порядок досудебного рассмотрения споров и информирования плательщиков о неналоговых сборах.
Другая важнейшая проблема для бизнеса - частые поправки в налоговое законодательство. "Между поправками первого и второго чтения в Госдуме зачастую остается лишь 3-4 рабочих дня. Бизнес в итоге лишен возможности высказывать свои оценки и влиять на законодательные решения", - сказал Катырин.
Он предложил развивать стимулирование импортозамещения. А для создания все новых производств в России предоставлять бизнесу налоговые льготы на прибыль и на имущество в период становления. При этом глава ТПП считает приемлемым предоставлять преференции не только отечественным производителям импортозамещающих товаров, но и компаниям-потребителям.
Между тем весь год в бизнес-среде кипят страсти по законопроекту о необоснованной налоговой выгоде. Документ, который в первом чтении рассмотрен Госдумой, возлагает на предпринимателей обязанность отвечать за своих контрагентов. Если поставщик налоги не заплатил, это значит, что покупатель-налогоплательщик проявил "неосмотрительность" и несет за него налоговую ответственность - в налоговых инспекциях ему откажут в вычетах.
По словам Сергея Катырина, в ТПП всесторонне изучили вопрос и предлагают альтернативный вариант законопроекта. Документ под названием "О пределах полномочий налоговых органов при проверке обоснованности налоговой выгоды" несколько часов обсуждали юристы, предприниматели и налоговики.
Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Дмитрий Сатин поддержал главу бизнес-объединения в том, что предприниматели нуждаются в ясных, равных, конкурентных правилах налогообложения. Но при этом правила и законодательные нормы не должны оставлять бизнесу лазеек для налоговой оптимизации, к примеру, с помощью "фирм-однодневок".
Именно поэтому ФНС вводит по отношению к налогоплательщикам риск-ориентированный подход: налоговики выделяют те компании, которые больше всех склонны к злоупотреблениям. По данным ФНС, это привело к двукратному снижению числа "рисковых" компаний. Одновременно снижается количество правонарушений, так как ФНС заранее указывает на возможные нарушения, что ведет к уменьшению выездных проверок. "Проверок действительно стало меньше, - соглашается руководитель рабочей группы ТПП РФ по управлению налоговыми рисками Павел Гагарин. - Однако вырос и размер взысканий с налогоплательщиков. В прошлом году в среднем налоговики начисляли по итогам одной выездной проверки 9 миллионов рублей, а в этом году - 13,6 миллиона рублей, в полтора раза больше".
Предпосылок для улучшения ситуации с федеральным бюджетом не предвидится, а значит, пополнять бюджет налоговики будут вынуждены за счет бизнеса, предупреждает Гагарин.
Вывода два - предпринимателям не нарушать установленных Налоговым кодексом правил, а законодателям - не оставлять белых пятен для двойственных трактовок законов и норм.