10 регионов РФ игнорируют переход на электронную ветеринарную сертификацию

6 декабря в медиацентре "Российской газеты" состоялась пресс-конференция заместителя Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Николая Власова на тему: "Новая ступень эффективной борьбы с опасной и нелегальной продукцией животноводства".

Начиная с июля 2015 года электронную ветеринарную сертификацию любых продуктов проводить можно по желанию хозяйствующего субъекта. Переходный период, когда хозяйствующий субъект сам выбирает между бумажной и электронной сертификацией, закончится 1 января 2018 года, напомнил на пресс-конференции в медиацентре "Российской газеты" Николай Власов. А к 1 января 2019 года Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору предлагает перейти от несертифицирования некоторых видов продукции к электронному сертифицированию.

"Первая задача - повышение в стране безопасности пищевой и биологической. Достигается при помощи электронных систем очевидно как - прозрачным становится процесс, он становится алгоритмизированным, то есть, упорядоченным. Прекращается вольница в регионах. Дальше - это снятие дополнительной нагрузки на бизнес, об этом мы сообщали, когда анализировали года три назад, мы посчитали прямые затраты бизнес-сообщества на бумажную ветсертификацию, оказалось, что только за бланки 2,5 млрд рублей в год уплачивается. При этом они с успехом подделываются, "теряются" тысячами. А бизнес-сообщество - с нами работало 13 ведущих ассоциаций, участников оборота и производителей - посчитало свои косвенные затраты на бумажную ветеринарную сертификацию. И насчитали они от 30 до 40 миллиардов рублей в год, - рассказал заместитель Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. - Эту проблему тоже предстояло решить за счет введения электронной сертификации. Что касается экспортного потенциала и биологической безопасности, было решено правительством, что у нас две системы, которые могут жить как вместе, так и по отдельности, в разных странах мира есть такие примеры, у нас будут жить вместе. Называться это будет ветеринарной сертификацией, но на самом деле это будет система ветеринарной сертификации и обеспечение прослеживаемости".

По словам Николая Власова, сейчас в электронном виде сертифицируется примерно 3-5% от оборачивающегося товара. Регионы занимают разнонаправленную позицию: часть субъектов является ярыми сторонниками электронной сертификации, например, Саратовская область и Краснодарский край. Там чрезвычайно системно и серьезно относятся к подготовке и переходу на электронную ветеринарную сертификацию.

"Краснодарский край далеко обогнал обе столицы вместе взятые по этому показателю. Очень серьезно там переформатированы требования к принимаемым на работу. Знания "нормативки" и техник работы по электронной сертификации являются обязательным квалификационным требованием, - уточнил Николай Власов. - А есть субъекты РФ, которые манкируют все нововведения в законодательство, решения правительства, поручения многочисленные, примеры таких субъектов, как всегда - республики Северного Кавказа <…>. Cтранную позицию занимает госветслужба г. Санкт-Петербурга. В данном случае она, к сожалению, деструктивная. Ни одного электронного сертификата не оформляется, никогда не оформлялось примерно в десяти субъектах РФ. Самое плохое, что туда входит Санкт-Петербург - входные ворота РФ и выходные тоже по всей пищевой продукции".

В информационной системе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору зарегистрировано около 340 тысяч хозяйствующих субъектов: от граждан до крупных холдингов. Тех, кто сейчас оформляет сертификаты в системе, - чуть более 25 тысяч. Уже разработаны соответствующие нормативные документы перехода к электронной сертификации в масштабах ЕАЭС. Наша информационная система "Меркурий" интегрирована с казахской информационной системой "ЕСИА", то есть, мы видим, что сертификат оформлен в той системе, а наши коллеги из Казахстана видят, что сертификат оформлен у нас. Сейчас идет интеграция с киргизской национальной системой прослеживаемости. Белоруссия же приняла решение использовать на своей территории нашу информационную систему "Меркурий". Все эти системы могут взаимодействовать между собой.

О введении штрафных санкций для тех, кто не перейдет на электронную сертификацию, пока не договорились. "Если мы резко меняем порядок какой-то операции, в данном случае оформление сертификатов, неизбежно кто-то будет не готов. Кто-то будет ошибаться в первое время, - пояснил Николай Власов.- Мы предложили: первое время, может быть, полгола, может быть, год после введения обязательной электронной сертификации, из всех штрафных санкций за нарушения применять только одну - это предписание. Почему? Потому что если мы на этом переходном периоде начнем штрафовать всех участников оборота, а штрафы сейчас не шуточные, до 600 тысяч рублей, то мы просто можем две трети разорить этими штрафами. Это не нужно. А предписания, они, как сейчас говорят, "алармируют" участников оборота. То есть, они показывают, что ты что-то делаешь не так. Дается некоторое время на адаптацию к системе и устранение недостатков. Вот это наше предложение".