Одно время, работая в компании, мне пришлось не один раз объяснять акционерам, сотрудникам и местным жителям, почему мы выполняем те или иные социальные программы. Почему компании приходится делать ремонт в школе или строить новую дорогу? Где можно найти средства на решение самых простых социальных задач территорий? Ответ почти всегда был один и тот же. Да, бизнес - один из важных и заметных игроков в социальной сфере, и наш вклад трудно не заметить или недооценить. Но ни одна компания, даже монополист на территории, никогда не сможет решить все существующие проблемы в одиночку. Бизнесу это экономически невыгодно, так как его основная задача - все-таки прибыль, а все остальные вложения являются залогом успешности его развития и своего рода возвратом в социальный капитал территорий присутствия.
Но объем ожиданий общества по отношению к корпоративной благотворительности очень высок.
За последние годы уже стало нормой жизни частно-государственное партнерство - сотрудничество бизнеса с местными властями в определении первоочередных потребностей и направлений развития территорий. Это позволило перейти на плановые отношения в части социальной нагрузки как минимум на крупный бизнес, более эффективно распределить часть налоговых поступлений в местный бюджет, дополнив их вложениями в виде социальных инвестиций.
Другим заметным трендом стало сотрудничество бизнеса с некоммерческим сектором. Многие компании перешли от удовлетворения хаотичных запросов о помощи к прозрачным, в том числе конкурсным процедурам отбора проектов и программ, которые выполняются общественными организациями. Это дало бизнесу возможность показать результаты своей деятельности обычным людям.
Но такой качественный рывок в развитии корпоративной благотворительности выявил и два самых узких места. Во-первых, ресурсов на решение важных общественных проблем по-прежнему не хватает - и насущных, и на развитие. Во-вторых, есть проблемы коммуникации. Бизнесу необходимо выстраивать более четкую коммуникацию с обществом в целом и отдельными организациями, группами, лицами в частности.
С точки зрения дополнительных ресурсов, можно говорить о нескольких их источниках. Это и сам бизнес, который кроме финансовых средств может предоставить обществу доступ к своим знаниям и технологиям, а также вовлечь своих сотрудников в выполнение программ. Это уже происходит, достаточно обратить внимание на программы корпоративного волонтерства, онлайн-платформы.
Другой источник - само общество, отдельные граждане, которые пока не так активно участвуют в благотворительности, считая ее доступной для состоятельных людей.
Вопрос коммуникаций, пожалуй, всегда остается для бизнеса сложным и принципиальным. Появление социальных брендов у многих крупных компаний говорит о том, что они готовы тратить специальные усилия на вовлечение в эту работу СМИ.