06.12.2016 10:46
    Поделиться

    "Татнефть" начала завоевывать популярность на рынке композитов

    Есть расхожее выражение, что композиты - это материалы 21 века. Компания "Татнефть", реализуя стратегическую задачу по переработке добываемого сырья вплоть до создания конечной потребительской продукции, один из акцентов сделала на новые материалы.

    Сейчас под крылом нефтяной компании успешно действует композитный кластер, состоящий из ряда высокотехнологичных производств. В их число вошло предприятие "Татнефть-Пресскомпозит" (ТНПК), расположенное на промышленной площадке "Алабуга" и оснащенное оборудованием ведущих европейских производителей. Предприятие первую продукцию стало выпускать в 2013-м. Общая сумма инвестиций в завод превысила 1,2 миллиарда рублей.

    От стадионов до нефтянки

    Изделия этой динамично развивающейся компании стали уже узнаваемы на российском рынке. "Татнефть-Пресскомпозит" выпускает как полуфабрикаты - компаунды, так и конечную продукцию. Основа - композиционные материалы из полиэфирных смол и стекловолокон (с завода "П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно").

    Насколько разнообразна и эффективна данная продукция, автору этих строк отчасти удалось увидеть в ходе проходившего недавно в Казани международного чемпионата по композитам ("Татнефть" выступила спонсором этого мероприятия). "Татнефть-Пресскомпозит" рядом с соревновательными площадками обустроил свою экспозицию со слоганом "Сделано в Татарстане", что акцентировало внимание на актуальной теме импортозамещения. К экспонатам проявили большой интерес официальные лица, члены делегаций, эксперты, представители компаний.

    Здесь можно было убедиться, что композиты, которые раньше ассоциировались с космической и авиастроительной отраслями, теперь имеют вполне земное применение. Например, парковые скамейки выглядели как обычные деревянные, но отличие их в том, что они "антивандальные" и практически вечные. Так же в тему были стадионные сиденья: по виду они не отличаются от пластиковых, но их невозможно отодрать от основания и поджечь. Прочные колодезные люки из КМ уже не заинтересуют "черных металлистов"...

    Устойчивостью к агрессивным средам обладает металлическая по виду площадка-подиум для очистных сооружений с решетчатыми полом и лестничным маршем. Благодаря этой особенности изделий из композитов они особо востребованы в краях с влажным морским климатом… Для нефтяников, нефтехимиков и энергетиков должны представлять особый интерес стеклопластиковые трубы, которые не боятся агрессивных сред. А главного инженера Дворца единоборств "Ак Барс", где проходил чемпионат, особо заинтересовала возможность заменить уже тронутые ржавчиной ограждения бассейна на антикоррозионные. Из стеклопластика "Татнефть-Пресскомпозит" выпускает также заборы и ограждения, кабельные галереи и другие конструкции.

    SMC, BMC и Пултрузия – это…

    Сейчас предприятие, как рассказал его директор Фарит Гайнетдинов, развивает три основных проекта: полуфабрикаты SMC и BMC, стеклопластиковые профили и кабеленесущие лотки. К этому можно добавить и совершенно новое производство стеклопластиковых труб.

    Что такое SMC и BMC? Это компаунды, они производятся на самых современных в России линиях. Первый из них - полиэфирный листовой прессматериал. Второй - тоже прессматериал, но в виде рыхлой бесформенной массы. Использование SMC/ВМС позволило, например, существенно облегчить кабину автомобиля КАМАЗ, объединить различные конструктивные элементы в единые узлы.

    В 2014 году было запущено пултрузионное производство, выпускающее стеклопластиковые профили под торговой маркой Fiberpull. Пултрузия (от англ. pultrusion) - наиболее технологичный, малоотходный и производительный способ, когда продукт получается практически бесконечной длины путем протягивания материала через нагретую форму.

    Эти профили обладают уникальным сочетанием свойств дерева, металла и полимера: высокой прочностью, низкой теплопроводностью, устойчивостью к агрессивным средам и резким перепадам температур, био-, влаго- и атмосферостойкостью, низким весом - в четыре раза легче стали.

    Уникальным в масштабах России является проект ТНПК по производству кабеленесущих систем из стекловолокна. Короба и лотки длиной три метра производятся со всеми необходимыми аксессуарами - с поворотами, ответвителями. Эти инновационные изделия особо востребованы на предприятиях с агрессивными средами, при этом они дешевле нержавеющих и не поддерживают горение.

    В настоящее время в России пока нет производителей такой продукции. ТНПК планирует в ближайшее время занять 80% российского рынка в соответствующем сегменте, а в дальнейшем вытеснить весь импорт.

    Штучная работа

    Компания с её высокопрофессиональной командой единомышленников не стоит на месте. Недавно произошло очередное событие в короткой, но уже насыщенной истории завода: запущено производство специальных труб для нефтедобычи и нефтехимии. Их диаметр - от 50 до 300 мм, они держат давление до 27 атмосфер и температуру +100 градусов. Такие трубы хороши для агрессивных сред, где стальные трубы долго не выдерживают.

    Продолжается развитие технологий и освоение новых видов продукции, а также услуг, чтобы можно было решать самые сложные задачи, которые ставят заказчики.

    Ярким примером "штучной" работы стало изготовление стеклопластиковой кабельной галереи для НПЗ "ТАНЕКО". Ее вес по сравнению с металлической уменьшился в 2,5 раза! А ведь первоначальный проект галереи из металла предусматривал поставку более 83 тонн металлоконструкций!

    Но выигрыш далеко не только в этом. Монтаж галереи на высоте более 30 метров был произведен очень быстро, меньше понадобилось привлекать дорогостоящей подъемной техники. При этом полностью исключена сложная схема антикоррозийной обработки, которая нужна при использовании металла. Ведь профиль можно окрашивать в любой цвет в процессе изготовления. Прогнозируется, что эта галерея без особого ухода прослужит 50 лет.

    - Теперь одной из главных задач мы видим выход со всеми этими наработками на новые рынки, говорит руководитель группы продаж "Татнефть-Пресскомпозита" Максим Тарасов. - Необходимо расширить дилерскую сеть, найти партнеров в странах СНГ, особенно там, где есть нефтедобыча, нефте- газопереработка, химические предприятия...

    - Но освоение рынка - это не только вытеснение иностранных конкурентов, это и преодоление инерции потребителей, для которых привычными пока являются традиционные материалы, поиск новых областей применения композитных материалов, - считает руководитель предприятия Фарит Гайнетдинов. - По сути - это необъятный рынок. Целевой показатель компании - достижение годовой выручки в 1,2 млрд рублей, что вовсе не является верхней планкой.

    Он назвал и еще одну главную задачу, актуальную для всей композитной отрасли страны - импортозамещение смол. По некоторым видам этой важной составной для изготовления композитов проблема уже решена. Например, компания ОАО "Пермские полиэфиры" поставляет ТНПК полиэфирную смолу для производства стеклопластиковых строительных профилей. По остальным смолам продолжается опытная работа с ключевыми отечественными производителями.

     

    На правах рекламы

    Поделиться