Об этом, а также о происходящих в регионе преобразованиях в социальной сфере, рассказала врио министра социальной политики Калининградской области Анжелика Майстер.
Анжелика Валерьевна, сколько в 2016 году выделено средств из областной казны на решение социальных вопросов населения региона? Как исполняется бюджет господдержки нуждающихся?
Анжелика Майстер: Общая сумма трансфертов, направленных в 2016 году из консолидированного бюджета населению Калининградской области, превысит 6,7 миллиарда рублей, из них более 2,9 миллиарда - областные деньги. Получателями социальных выплат являются 245 тысяч человек - это каждый четвертый житель региона. Среди них ветераны труда, труженики тыла, репрессированные, малообеспеченные и многодетные семьи, инвалиды, чернобыльцы, участники Великой Отечественной войны и другие льготные категории граждан, а также семьи с детьми. В среднем на одного нуждающегося в государственной социальной поддержке выходит более 17 тысяч рублей в год, или примерно 1,5 тысячи рублей в месяц.
Замечу, что расходы на выплату компенсаций, пособий и доплат ежегодно увеличиваются.
Насколько рационально расходуются бюджетные средства? Почему встал вопрос о внесении изменений в программу адресной помощи?
Анжелика Майстер: Врио губернатора области Антон Алиханов поручил нашему министерству совместно с минфином доработать программу социальной помощи, сделать более адресной действующую систему мер соцзащиты населения. Это связано с тем, что бюджет два последних года был достаточно напряженным и просто необходимо, чтобы каждый бюджетный рубль попадал тем, кто реально нуждается в поддержке. Например, среди многодетных семей есть относительно обеспеченные и есть те, кто с трудом сводит концы с концами. Или взять сельских педагогов, которым из бюджета компенсируются затраты на услуги ЖКХ, в том числе на приобретение угля и дров по фактическим расходам, и здесь принцип справедливости несколько нарушен.
Кроме того, при содействии налоговых органов мы планируем провести проверку достоверности представляемых сведений об уровне доходов людей, которые обращаются к нам за социальной помощью. К сожалению, случаются ситуации, когда за бесплатной путевкой в оздоровительный центр родители приезжают с охраной и на внедорожнике стоимостью несколько миллионов рублей. А по представленным документам доход семьи позволяет получать меры социальной поддержки.
Тем не менее, сегодня в адресном порядке, то есть с учетом материального положения семьи, расходуется 45 процентов средств областного бюджета, предназначенных на эти цели. Стоит задача распределять максимальный объем социальных выплат с применением коэффициента нуждаемости. Чем более точен будет охват пособиями или субсидиями самых уязвимых категорий населения, тем меньше будут потери ресурсов, выделяемых на госпрограмму социальной поддержки, на снижение уровня социально-экономического неравенства малоимущих жителей региона, тем действеннее будет помощь. Изменения в программе адресной поддержки, над которыми мы работаем, направлены на унификацию критериев нуждаемости, на выравнивание условий предоставления мер социальной помощи самым незащищенным слоям населения области.
Однако для ряда категорий граждан, таких как ветераны труда, труженики тыла, репрессированные, те же сельские педагоги, установление критерия нуждаемости сдерживается нормами федерального законодательства. Поэтому значительных изменений в плане усовершенствования адресности помощи не стоит ожидать.
Почему, на ваш взгляд, в регионе слабо развивается социальное предпринимательство? Что нужно сделать для государственно-частного партнерства в социальной сфере?
Анжелика Майстер: В регионе идет процесс формирования конкурентной среды в социальной сфере. Но мы находимся только в начале этого пути. В реестре поставщиков социальных услуг значится шесть негосударственных организаций, при этом ни одна из них, несмотря на имеющийся доступ негосударственного сектора к бюджетному финансированию, не обратилась к нам за компенсацией своих затрат. Это связано с высоким стандартом предоставления социальных услуг, который частники по разным причинам не могут выдержать или не хотят этого делать.
Свежа в памяти история с расселением частного дома престарелых, работу которого суд приостановил на 90 суток за нарушение требований пожарной безопасности. Мы были вынуждены в спешном порядке, ночью, перевозить постояльцев частного заведения в государственные дома-интернаты для престарелых и инвалидов. Родственники, посетив на новом месте своих родных, увидели, насколько в государственном заведении условия содержания и обеспечения лучше, чем в частном, а услуги существенно дешевле и, оценив эти преимущества, заключили договор с нашими учреждениями.
Какова доля частников на рынке социальных услуг?
Анжелика Майстер: 9 процентов. По итогам 2016 года эта доля может возрасти до 12,5 процента в случае положительного рассмотрения заявлений о включении в реестр еще двух социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
Отмечу, что в области сформирована эффективная система социального обслуживания, включающая 37 государственных и 22 муниципальных учреждения. Как показал мониторинг, проведенный нашим министерством в октябре текущего года, 95 процентов из опрошенных 516 человек, обслуживаемых на дому, в полном объеме удовлетворены условиями и качеством услуг, оказываемых госучреждениями. Лишь 6 процентов респондентов готовы обращаться за предоставлением аналогичных услуг в СОНКО.
Мы заинтересованы в развитии конкуренции, в том, чтобы на социальную ниву пришли реальные игроки. Наше министерство активно пропагандирует развитие партнерских отношений с бизнесом, однако пока проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) в социальной сфере, к сожалению, реализуются слабо. Проблема касается не только Калининградской области. Как отмечалось в резолюции форума активных граждан "Сообщество", подготовленной Общественной палатой РФ, вхождению СОНКО на рынок социальных услуг в регионах препятствуют отсутствие системы образования и поддержки организаций, их недостаточная правовая грамотность, низкий уровень доверия к ним со стороны получателей услуг. Думаю, ГЧП заработает после принятия федерального закона о государственном (муниципальном) заказе на оказание социальных услуг и внесения изменений в отдельные законодательные акты РФ.
В области сокращается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Каким образом планируется использовать освобождающиеся помещения соцучреждений?
Анжелика Майстер: Действительно, реализуемый социальными службами региона на протяжении нескольких лет комплекс мер по решению проблем сиротства, раннему выявлению семейного неблагополучия и оказанию своевременной помощи семье в трудной жизненной ситуации, профилактике детской безнадзорности, устройству обездоленных детей в замещающие семьи, приносит плоды. Сегодня в области в замещающих семьях воспитываются 88,6 процента детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим планируется переформатирование деятельности центров помощи детям. Проводится реорганизация детдомов в многофункциональные центры, которые занимаются не только содержанием и воспитанием детей-сирот, но и работают с семьей, как с кровной, так и приемной, озабочены постинтернатной адаптацией выпускников учреждений, поиском и подготовкой будущих родителей, устройством сирот в семьи.
Есть идея, например, перепрофилировать центр помощи "Наш дом" (Зеленоградск) в реабилитационную базу для инвалидов, профессионально занимающихся спортом. Они, как выяснилось на нашей встрече с параолимпийцами, нуждаются в специальном питании, специализированной медицине и реабилитации.
По прогнозам, к 2020 году в Калининградской области сохранится один центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей и четыре стационара помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Остальные учреждения будут преобразованы в нестационарные с широким спектром услуг: по социальному сопровождению молодых семей, семей, имеющих детей, и семей, переживающих кризис.
В Калининграде на базе дома ветеранов начал работать "детсад" для пожилых людей. Посетителями первого в регионе отделения дневного пребывания стали десять человек - мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, полностью или частично сохранившие способность к самообслуживанию и свободному передвижению. Пожилые "детсадовцы" будут находиться под опекой квалифицированного персонала с 8 до 20 часов. Для них здесь организовано горячее питание, занятия адаптационной физкультурой, разнообразные культурно-досуговые мероприятия, предусмотрена возможность дневного сна и отдыха. Для семей, не желающих отдавать немощных родственников в стационар, дом временного пребывания стал решением проблемы. Определив в "детсад" своих стариков, их взрослые дети и внуки могут теперь полноценно трудиться на своих рабочих местах.