Digital shop, а именно так называется мастерская - явление пока нечастое: петербургский проект всего лишь второй в России (еще один чуть больше года работает в Москве) и 18-й во всем мире. Его основная задача, рассказывают создатели, - стимулировать появление новых идей, дать возможность сотрудникам познакомиться с самым современным оборудованием и, протестировав, соединить его с платформами. Применение ноу-хау ничем не ограничено: так, например, некоторые сценарии уже успешно работают в агропроизводстве - датчики, установленные на каждую корову стада, позволяют следить за численностью и состоянием животных, а видеосъемка с воздуха - даже оценивать пригодность пастбищ в конкретный момент. Используют подобный контроль и компании, предоставляющие услуги по аренде грузового транспорта. Обычно очень непросто отследить, насколько аккуратно водитель пользуется машиной, а набор все тех же датчиков способен предоставить подробную информацию о том, имели ли место перегрузки, в каких условиях содержалась фура. В Европе же все большую популярность набирает мониторинг электроэнергии - так как электричество стоит немалых денег, организации хотят использовать его более рационально и экономно.
- Интернет вещей - большое актуальное направление, которое надо развивать. Понятно, что просто так на глобальный рынок в этой сфере нам не выйти, но игнорировать возможность общения с другими странами неправильно, ведь все мы понимаем, что за Интернетом вещей будущее, - подчеркивает президент НП "Руссофт" Валентин Макаров.
По его словам, в последнее время работать с заграничными партнерами стало сложнее, однако на общий экспорт продукции это не повлияло: объем проданного отечественного программного обеспечения в 2016 году вырос на 12 процентов и достиг 6,7 миллиарда долларов.
Принципиально важным касательно Интернета вещей является вопрос о безопасности данных, ведь вся информация, собираемая с датчиков и сенсоров, помещается в облачное хранилище. Сейчас особый стандарт для защиты конфиденциальной информации в облаке уже существует, вот только с развитием Интернета вещей его так или иначе придется усиливать: более скрупулезно подходить к шифрованию данных на каждом из этапов работы, "укреплять" многоуровневую защиту учетных данных администраторов. Иначе - утечка, которая может привести к не самым приятным для компаний последствиям.
По мнению исполнительного директора Российской венчурной компании Александра Потапова, сейчас рынок Интернета вещей уже глобальный, а к Сети подключены более пяти миллиардов устройств. К 2020 году рассчитывается, что их будет в 5-10 раз больше, и рынок достигнет 1,7 триллиона долларов. Оправдается прогноз или нет, будет зависеть от ряда факторов. В частности, стоимости сопутствующих технологий, а также хранения и обработки информации, коллаборации крупных игроков на этом рынке.
Тем не менее, эксперты уверены - Интернет вещей уже ближе, чем кажется. Так, с начала этого года, согласно нормам Таможенного союза, все автомобили, производящиеся в ЕАЭС, должны будут в обязательном порядке оборудоваться системой "ЭРА-ГЛОНАСС" - кнопкой спасения в условиях ДТП. Как раз сфера транспорта стала наиболее заметным примером применения IoТ за последний год (также среди лидеров - ЖКХ и розничная торговля).
- Интернет вещей уже здесь. Например, малые компьютеры Raspberry Pi 3, размером с обычную "флешку", могут быть подключены к видеокамерам, термометрам и любым другим датчикам, которые что-либо фиксируют или измеряют. Это означает, что Интернет вещей не просто есть, а он приносит доход владельцам разных бизнесов, - говорит эксперт Сергей Житинский.
В страховой сфере, к примеру, уже сейчас активно раскручиваются интеллектуальные мобильные приложения, созданные в Петербурге. Они позволяют снизить цену на КАСКО. Приложение оценивает среднюю скорость движения, места парковок, время, проведенное за рулем, и другие параметры и за три месяца делает анализ, по результатам которого можно получить до 30 процентов скидку на КАСКО.
- Буквально месяц назад на одном из форумов был представлен ролик от компании Dell, в котором показывалось будущее: авария, один человек звонит в страховую и висит на телефоне. Второй связывается через приложение, робот определяет местоположение, присылает на место аварии дрон, который снимает повреждения, происходит первичная оценка повреждений, на место вызывается эвакуатор, и приложение же вызывает своему клиенту такси, чтобы он продолжил свой путь. Страховые компании довольно скептически отнеслись к этому, мы же как IT-компания понимаем, что так оно и будет, - считает директор по маркетингу strahovkaru.ru Валерий Коляда.
Кстати, в скором времени появится еще одна инновационная разработка - сейчас МГТУ им. Баумана работает над "Умным конвейером". Предполагается, что производственная линия сама будет определять и совершать нужные действия над изделием, информация об этом уже заложена в заготовке.
Интернет вещей - это новый этап развития Интернета, расширяющий возможности сбора, анализа и распределения данных, которые человек может превратить в информацию и знания. Согласно концепции, отдельные физические предметы (вещи) могут взаимодействовать, обмениваться информацией друг с другом и окружающей средой, частично - без участия человека. Одним из количественных индикаторов распространения новой концепции является количество "вещей", или материальных объектов, подключенных к Интернету, превышающих число людей, пользующихся "всемирной паутиной". Сегодня только 0,1 процента устройств, обладающих сетевым потенциалом, подключены к "паутине". Эта цифра иллюстрирует тот огромный потенциал, который заложен в эту индустрию.
Аналитическое агентство AC&M представило исследование Интернета вещей, согласно которому в России число подключенных к Сети устройств за год выросло более чем на 30 процентов - до 10 миллионов устройств. В следующем году сегмент обещает расшириться по крайней мере еще на 40 процентов, обещают аналитики. Также прогноз экспертов предполагает, что уже в 2020 году на российских дорогах будет не менее 2-3 миллионов connected cars ("подключенный автомобиль" - навигация, привязка к смартфону и прочие модули), а еще через десять лет системами беспроводной связи будет оснащено более половины всего российского автопарка.
Этому будет способствовать нормативно-правовая база IoT, которая должна быть разработана к середине следующего года как поправки к закону "Об информации, информационных технологиях и защите информации". Также в документ включены предложения по распространению условий государственно-частного партнерства (ГЧП) на работы по созданию базовой IT-инфраструктуры "умных городов".