06.12.2016 22:01
    Поделиться

    Российские ученые создали систему компьютерного зрения для беспилотника

    Робот разрулит самую сложную ситуацию на дороге
    Мир стоит но пороге автомобильной революции. Об этом сообщили многие мировые СМИ после финиша в Нью-Йорке автомобиля-робота, созданного на базе Audi Q5. Машина совершила рекордный пробег длиной в 5 630 километров. Стартовав в Сан-Франциско, машина пересекла 15 штатов полностью в автоматическом режиме. Конечно, на случай всяческих неурядиц рядом постоянно находился водитель.

    А испытаний на долю автомата выпало немало. На пути встречалось множество забитых транспортом дорог, сложные дорожные развязки, мосты, туннели, агрессивные водители и неблагоприятные погодные условия. И хотя куратор, который постоянно сидел на месте водителя и был готов в случае любого ЧП взять управление на себя, работы для него практически не нашлось. Около 99 процентов пути машиной управлял автомат. Со всеми проблемами справился сам.

    Результат, прямо скажем, поразительный. Для этого робот буквально напичкали самой разной техникой: это различные системы слежения и локации, оптические камеры, множество сенсоров, различные программные алгоритмы и т.д. Они помогали просчитывать безопасные траектории движения, обнаруживать находящиеся на дороге объекты, предупреждали об опасности столкновения, следили, чтобы автомобиль постоянно соблюдал свои полосы. Кроме того, робот был оснащен интеллектуальной программой, которая позволяет принимать сложные решения, на уровне тех, которые принимает человек.

    Словом, энтузиасты автоматизации транспорта заявили: этот автопробег будет тем прорывом, который, наконец, откроет роботам дорогу на автострады. Самоходные машины кардинально изменят ситуацию на дорогах. В разы снизится число аварий, а также нагрузка на водителей. Роботы позволят если не решить, то намного смягчить проблему пробок. Ведь ралли беспилотников демонстрируют, что расстояние между ними можно значительно уменьшить без ущерба для безопасности движения. Таким образом, увеличится пропускная способность дорог.

    И уже в ряде штатов США появились законы, которые разрешают беспилотникам езду по автомагистралям без активного вмешательства человека. Правда, рядом с роботом должен сидеть оператор. Пока речь идет только о трассах, которые не являются федеральными. Опыт показал, что беспилотники оправдывают свою репутацию.

    Робот-автомобиль пересек всю Америку полностью в автоматическом режиме, преодолев более 5,5 тысяч километров

    И вот среди ясного неба неожиданно грянул гром. Вначале беспилотник Google впервые попал в аварию из-за того, что алгоритм автомобиля выбрал другой сценарий движения. А через пару месяцев с участием робота-автомобиля в США произошло первое смертельное ДТП. Электромобиль Tesla Model S протаранил на шоссе тягач с прицепом, который двигался в перпендикулярном направлении, пытаясь пересечь перекресток. Эти ЧП поставили под вопрос еще недавно радужные перспективы беспилотников. Оказалось, что, несмотря на фантастическую техническую оснащенность, они "везут" опасность. Беспилотники могут попасть в сложные критические ситуации, когда вся эта техника просто бессильна. Прежде всего это касается, так называемого "чертика из табакерки", когда совершенно внезапно появляется другой автомобиль, пешеход, посторонние предметы и т.д. Решить проблему удалось группе российских ученых. На основе искусственного интеллекта они создали для беспилотника систему компьютерного зрения, которую никакой "чертик" не застанет врасплох.

    - Если на дороге возникает потенциально опасная ситуация, она способна оперативно ее интерпретировать и быстро принимать решения, - объясняет один из авторов разработки Юрий Минкин. - Это позволит избежать ошибок, которые допускают все нынешние роботы-автомобили при распознавании объектов на дороге.

    По словам Минкина, принцип работы компьютерного зрения напоминает гиппокамп мозга человека. Как известно, он выделяет и удерживает наиболее важную для человека информацию, принимает решение, что сохранить, а что забыть. Примерно также действует и "автомобильный гиппокамп". Видеокамеры постоянно фиксируют ситуацию на дороге, заполняя "мозг" компьютера информацией. Его задача решить, что сохранить в памяти и на какой срок. Работая по алгоритму, устройство запоминает наиболее важные элементы, влияющие на дорожную обстановку и безопасность. Прежде всего это все, что находится на самой границе картинки видеокамеры. Как показывает практика, именно при интерпретации этих зон чаще всего ошибается робот.

    И вот тут помогает гиппокамп. Он извлекает из памяти картинки, которые предшествовали текущей ситуации и были ранее получены с видеокамер. Эта информация из "прошлого" позволяет дополнить знание о настоящем, о том, что происходит в данный момент времени. По сути, раздвинуть картину, которую видит компьютер.

    - Созданное нами компьютерное зрение позволило бы роботу-автомобилю Tesla избежать аварии, - говорит Минкин. - Эта система "увидела" бы колеса, подвеску и другие элементы грузовика, то есть идентифицировала приближающийся объект как автомобиль. И сумела найти правильный выход из критической ситуации.

    Можно сказать, что созданное российскими учеными компьютерное зрение дает новый шанс роботам-автомобилям попробовать все же "получить права" и выйти на автотрассы.

    Поделиться