А началось все с открытого в прошлом году гормона FGF 21, который вырабатывается в печени в ответ на поступление в кровь большого количества алкоголя или сахара. В экспериментах на мышах этот гормон стабильно подавлял тягу к алкоголю и сахару. И самое главное: эффект проявлялся только при совместной работе с конкретным геном KLB.
Почему это происходит? Как работает этот тандем? А может, этот ген вовсе не одинок, и в эффекте участвуют и еще какие-то гены? В этом и решил разобраться Стивен Кливер.
Изучая причины склонности к алкоголизму, он провел самое масштабное на сегодняшний день исследование, в котором участвовали более 100 тысяч человек. Ученый исследовал мутации в генах, связанных с FGF 21. Все признаки указывали на одного виновного - на ген KLB. Оказалось, что в нем записаны инструкции по синтезу определенных рецепторов. Именно они распознают и связывают гормон FGF 21, который подавляет склонность к питию. Отсюда становится понятной суть эффекта: раз молекулы гормона захватываются рецепторами, то их в крови становится меньше, и как следствие тяга к алкоголю растет. Значит, все дело в рецепторах, а точнее в гене KLB, который ими управляет, решил Кливер.
Проверка этой версии прошла на мышах. У них в ДНК отключили ген KLB, и еще вчера вполне приличные животные, вовсе не склонные к пьянству, уже жить без него не могли. Кливер особо подчеркивает, что отключение KLB не вызвало никаких других изменений: мыши с отключенным геном вели себя совершенно так же, как и их "нормальные" сородичи, их организм функционировал и реагировал совершенно одинаково на все раздражители, кроме спирта. Менялось только количество рецепторов KLB, с которыми соединяются молекулы FGF 21 и которые заставляют мозг уменьшить потребление алкоголя.
Кстати, в этом году другая группа американских ученых выяснила, что причиной запойного пьянства могут быть мутации и повреждения в гене GIRK3, отключение которого в организме мышей превратило их в запойных алкоголиков. Так что пьяницам есть на кого сваливать склонность к своей пагубной привычке.
Светлана Боринская, доктор биологических наук, Институт общей генетики РАН:
Конечно, это первоклассная работа. Во-первых, ученые открыли совершенно новые качества у гена, который ранее их внимания не привлекал. О похожем на него гене было известно, что он связан с долгожительством, с интеллектом, но связи с влечением к алкоголю никогда не выявлялось.
Надо подчеркнуть, что сама методика поиска была предельно корректной. Обычно функции генов изучаются на ограниченном материале, поэтому всегда остаются сомнения: а может, результат - это случайное совпадение. А в этом эксперименте участвовали около 100 тысяч человек по разным группам населения, причем исследование велось по всему геному. И везде в связи с алкоголизмом засветился ген KLB.
На этом ученые не успокоились, они проверили свою находку на мышах. И на них подтвердилось, что при отключении гена у животных усиливалась тяга к алкоголю. Но важно понимать, что американские ученые не открыли ген алкоголизма, как поспешили сообщить миру многие СМИ. Более того, его вообще не существует. Если бы он был, его давно открыли бы и сумели бы найти управу. На самом деле алкоголизм - это болезнь, в которую свой вклад вносят множество генов, но каждый со слабым эффектом. На сегодня таких "алкогольных" генов известно более сотни. В этой компании есть лидеры, их воздействие немного сильнее, а есть явные аутсайдеры. Так вот ген KLB будет явно среди лидеров, может, в первой пятерке. Но и он, как уже говорилось, не специфический, а влияет на другие свойства организма. Эта работа имеет важнейший практический результат. Ученым удалось "зацепить" метаболический путь, по которому можно выйти на мишени для лечения алкоголизма.